Форум РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
Форум РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается



АвторСообщение



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.03 22:32. Заголовок: Порт-Артур


Здравствуйте господа. И так измененный вариант обзора по П-А.
«Думаю, начать придется с состояния крепостного дела в мире на момент начала ХХ века.
С появлением в армиях всех стран нарезной артиллерии изменилась и форма крепостей. Применявшаяся до этого бастионная система укреплений перестала отвечать своему назначению. С 30-х годов ХIХ века крепость представляет из себя цитадель или ядро крепости иногда окруженную центральной оградой и систему фортов, промежуточных батарей, укреплений и стрелковых позиций, а так же береговых батарей в приморских крепостях . Как правило, на некотором удалении от основной линии фортов, оборудовались передовые позиции полевого типа. Наиболее опасные направления прикрывались проволочными заграждениями, завалами и зарытыми в землю фугасами. От основных узлов сопротивления к ядру крепости проходили радиальные дороги, иногда соединенные в единую систему на неком удалении от фронта рокадными дорогами. В идеале основная оборонительная линия должна была находиться на расстоянии делавшем невозможным бомбардировку ядра крепости. Но в реальности приходилось считаться с тем, что с увеличением оборонительной линии увеличивается, как гарнизон крепости, так и ее стоимость, поэтому всегда приходилось идти на некий разумный компромисс. Появление в начале 80-х годов XIX века фугасных снарядов изменило взгляды на основной материал для строительства фортификационных сооружений. Опытные обстрелы укреплений, проведенные во Франции, России и Германии, позволили сделать выводы о непригодности кирпичных конструкций и необходимости возводить новые долговременные укрепления . В двух словах опишу утвержденный в 1897 году Инженерным комитетом типовой форт проекта инженер полковника К.И. Величко. Форт имеет в плане трапециевидное начертание. Представляя из себя, прежде всего пехотную оборонительную позицию форт в плечных углах имел барбеты выкатных противоштурмовых орудий, укрываемых во время обстрела в специальных казематированных укрытиях. Горжевой казармы соединенной потерной с убежищем дежурной части расположенной под напольным валом. Оборона рва осуществлялась из казематированных сооружений примыкавших к эскарпу капониров или полукапониров либо примыкавших к контрэскарпу кофров. Очень важно отметить, что Величко предложил поэтапное строительство форта. На каждом этапе получали оборонительное сооружение определенной силы. Береговые батареи вооружались орудиями и мортирами крупных калибров. Устанавливались эти орудия открыто в орудийных двориках на каменных или бетонных основаниях, а во временных вариантах на шпальных клетках. Орудия отделялись друг от друга бетонированными траверзами, и защищались с фронта бетонными парапетами.
Что бы ни возвращаться по 100 раз сразу оговорю ряд момента, толщина бетонных сводов казематов Порт-Артурской крепости была ниже принятой Инженерным ведомством величины 1,5-1,8-2.4 метра, в среднем на 0,3-0,6 метра. Связано это, прежде всего с тем, что у предполагаемого противника не был осадной артиллерии калибра свыше 120 - 152 мм. Свод толщиной 90-1,2-1,8 см попадание подобных снарядов выдерживал. Для веденья осады Японцы вынуждены были снять 11-дм гаубицы батарей береговой обороны. Под Порт-Артуром эти орудия появились к сентябрю 1904 года. Нарекания на качества бетона не подтверждены послевоенной комиссией. В мирное время гарнизон на форте не живет и орудий на фортах и батареях, как правило, нет. Гарнизон крепости живет в казармах, орудия на складах или в арсенале. Исключение составляют береговые батареи приморских крепостей, вооруженные артиллерией крупных калибров.
Последнее что требует обсуждение на предварительном этапе это тактические взгляды того времени на штурм крепостей. Первый вариант, постепенная атака или Schulangriff школьная атака. Метод, восходящий к Вобану. Школьная атака подразумевала правильную осаду с постепенным захватом ключевых позиций. В среднем, по расчетам того времени, крепость могла держаться 5-6 месяцев в условиях полной блокады. Либо второй, методом открытой силы путем ускоренной атаки. Предполагалось, что относительно мобильная осадная артиллерия, в БК которой входят разрушительные фугасные снаряды появится около крепости сразу вместе с полевыми частями. В первые дни осады артиллерия подавит огнем опорные пункты и уничтожив вражеские резервы. Расчистив, таким образом, путь пехоте. Вслед за этим полевые части, пройдя промежутки между фортами, захватит непосредственно ядро крепости. В последнем случае крепость должна быть захвачена в срок не более 4-6 недель от момента осады, либо вообще оставлена в покое.
После этих предварительных замечаний можно перейти непосредственно к Порт-Артуру.
По Пекинской 1898 года конвенции Российская Империя приобрела на правах 25 аренды Кватунский полуостров с базами Порт-Артур (Лю-шунь-коу) и Дальний (Да-ля-вань или Талиевань) получив право соединить их с КВЖД особой южной веткой.
Город и база Порт-Артур с 1880 года оборудовался Китайской Империей как военно-морская крепость. До 1895 года на его создание Китай затратил порядка 80 мил руб. Немного забегу вперед и опишу, что сразу приобрела Россия. Военный порт китайского Лю-шунь-коу располагался в Восточном бассейне. Набережная одета стенками из гранита покоившаяся на деревянных сваях перекрытых бетонными блоками. При порте с северной стороны Восточного бассейна сухой док длинной 359 футов, шириной 72 по дну и 78 ½ при входе глубиной в малую воду 23 ½ фута. По своим размерам док был способен принимать суда не более Кр 2 ранга. Две паровых машины с турбинами могли осушить док за 9 часов. Мастерские порта располагали кузницей с полутоным молотом и 11 горнами, две небольших литейни, слесарня, небольшая шлюпочная мастерская. При гавани два подъемных крана – плавучий в 40 тонн и поворотный в 5 тонн. Полный комплект рабочих 600 чел. По заключению адмирала Дубасова порт без обновления был способен производить мелкий ремонт судов и самого порта.
И так география. Квантунский полуостров является юго-западной окончанием Ляодунского полуострова северная граница которого проходит по – линии Пуландян- Бинцзиво, условная ось Квантунского полуострова направлена на SW, площадь приблизительно 2500 кв.км . Квантунский полуостров с трех сторон окружен заливами Желтого моря на западе Ляодунским на востоке Корейским и на юге Печелинским ( географические названия даны на начало ХХ века). Береговая линия сильно изрезана. Основной водораздельный кряж является продолжением Чанбошанской горной системы. С севера на восток местность, представляет собой, ряд невысоких постепенно повышающихся к востоку холмов переходящих в горный массив северо-восточнее города Чиньчжоу. Город, расположен в неширокой долине к юго-западу переходящей в Чиньчжоужские высоты, запирающие наиболее узкую часть Квантунского полуострова, ширина которого в этом месте от бухты Хунхуз до залива Чиньчжоу не превышает 4 км. Далее к юго-западу от Чиньчжоужские и Тафошинской высот местность повышается, становится сильнопересеченной, холмисто-возвышенной постепенно переходя, в Зеленые горы отделенные долиной реки Луванхе от Волчьих гор находящиеся приблизительно в 8 км к северу от окраин Порт-Артура. Горы средней высоты известковые, вершины остроконечные с очень крутыми скатами. Речная сеть полуострова чрезвычайно бедна, реки как рубежи обороны интереса не представляют. Большенство рек в летний период пересыхают, за исключением Луванхе, Маланьхе и Лунхе. Общее направление течения рек впадающих в Корейский залив SO, в Ляодунский NO. Запасы речной пресной воды ограничены, что компенсируется значительными запасами подземных вод лежащих близко к поверхности. Лесов на полуострове практически нет. Горные долины сильно изрезаны за счет пересыхающих оврагов горных речушек и ручьев, заполняемых водой в весенне-осенний период, и ирригационных канав идущих по нижним склонам гор и в межгорных долинах. Коренное население Квантунского полуострова составляло в начале ХХ век 325 тыс. чел. Русское население на 1 января 1904 года 18 992 чел. без учета войск. Основное занятие местного население сельское хозяйство и рыбный промысел. Плотность населения в сельской местности до 120 чел/ кв.км. Крупных городов пять: Порт-Артур, Дальний, Талиеван, Чиньчжоу, Битцзыво. Дорожная сеть представлена железнодорожной веткой Пулянд – Чиньчжоу – Порт-Артур с ветками от ст. Тафашин на Талиеван и от ст. Нангалин на Дальний. Железная дорога одноколейная проходила по северному побережью полуострова, в районе селения Чалиндза делала поворот на юг и входила в Порт-Артур по долине реки Лунхе. Большой (или Старой) Мнадаринской дорогой, по направлению совпадавшей с железнодорожной веткой, представлявшей собой, грунтовой накат. Полотно дороги не ровное, с большими перепадами, во время дождя дорога едва проходима из-за глинистой почвы и залитых водой участков. Следующая грунтовая дорога, Южноартурская типа проходившая вдоль южного берега и вступавшая в пределы Порт-Артура южнее горы Дагушань, дорога в виде грунтового наката, полотно хорошо наезжено, твердое, ровное, каменистое в непогоду дорога вполне проходима на всех участках, как для гужевого транспорта, так и для артиллерийских обозов. И, наконец, между этими дорогами по межгорным долинам и долине реки Маланьхе проходила Среденартурская дорога, проходимая для мелко и среднегрузного транспорта. Рокадные и межпоселковые дороги были, скорее, горными тропами. После дождя второстепенные грунтовые дороги становились малопроходимыми из-за вязкого грунта, а в сухое время чрезвычайно пыльными и не ровными. Искусственные переправы на этих дорогах после войны 1900-1901 года в запущенном состоянии.
Порт-Артур расположен на юго-восточной оконечности Квантунского полуострова, на берегу одноименной бухты секторального начертания с углом порядка 110 градусов. Город отделен от моря линией высот Тигрового полуострова и Золотой горой. От вершины угла на расстоянии 8-12 километров город окружен первой цепью гор. По дуге с востока на запад. От залива Тахе к северу г. Сяогушань, далее г. Дагушань, Волчьи Горы, хр. Папуншань, и система гор Угловая -- г. Высокая, последняя отделенная от бухты Голубиной и г Ляотеншань холмисто пересеченной местностью. На расстоянии 8 -10 км проходит вторая линия высот отделенная от первой сильновсхолмленной равниной шириной на разных участках от 1 до 6 км. Долина реки Лунхе разделяет вторую цепь возвышенностей на две части западную и восточную. Восточная часть цепи горы Драконьего хребта. От г. Крестовая на побережье восточнее города, далее по условной дуге к системе Малого и Больного Орлиного гнезда до горы Скалистый кряж, расположенной непосредственно в долине р. Лухе. Западная часть г. Кладбищенская, Зубчатая, Вальдшнепинский холм заканчивают дугу на побережье западнее города горой Белый Волк
Глубина внешнего рейда в малую зимнюю воду не менее 5 1/2 морских саженей и не более 9 морских саженей. Грунт дна мягкий ил. Рейд совершенно открыт с южной и юго-восточной стороны, с востока защищен от волнения прибрежными отмелями и рифами, с севера и запад защищен берегом. Во время сильных ветров стоянка судов на внешнем рейде затруднительна. В вершине угла, между Золотой горой и полуостровом Тигровый хвост, находится проход, ведущий во внутренней бассейн. Длинна прохода длинной около 400 саженей наименьшая ширина при входе 150 саж, наибольшей шириной в средней части 275 саж., но там же и наименьшей глубиной в 3 1\4 саж. в малую воду. Внутренний бассейн Порт-Артура делился на две части Обширный Западный бассейн, отделенный от моря Тигровым полуостровом. Длинной около 2 км наибольшей шириной на востоке около 1 ½ км и на западе около 1 км. Грунт в южной части мягкий ил, в северной части скальная порода. Восточный бассейн расположен у подножья Золотой горы. Длинна около 140 саж, ширина 140 саж. глубина в малую воду после проведенных китайцами работ составляла около 23 футов.
По проекту переустройства крепости 1898 года предполагалось произвести следующие работы. Углубить Западный бассейн, по первоначальному проекту весь, а затем после подробных изысканий только ту часть, где позволял характер дна, устроив бетонную набережную в северной части бассейна. Произвести дноуглубительные работы северного входа. Удлинить существовавший сухой док и построить два новых. Расширить и переустроить портовые мастерские и снабдить порт дополнительными плавучими вспомогательными средствами. Построить минно-артиллерийский двор и городок. Возвести дополнительных складов. Построить административные здания, казармы гарнизона и флотского экипажа, военно-морской госпиталь. И, наконец, в некоторой перспективе прорыть дополнительный вход из гавани, устроить со стороны наружного рейда аванпорты, углубить Пресноводное озеро. Строительство предполагалось вести поэтапно. Проектная стоимость работ порядка 32 424 000 руб. К началу военных действий выделено 11 696 845 руб. (по другим данным 11 150 536 руб.) из них на инженерное обеспечение выделено 4 623 225 руб. Интересна динамика выделения средств. В 1898 году 694 190 руб., 1899 году 200 655 руб.,1900 году 2 000 000 руб., 1901 году 1 500 000 руб., 1902 году 3 200 000 руб., наконец, в 1903 году 4 105 000 руб. С момента захвата город, развивался исключительно как военный порт и крепость. К началу боевых действий население Порт-Артура составляло без войск гарнизона в округленных цифрах около 50 тыс. чел. Из которых русских 15 000, китайцев 35 000, японцев 700 чел и пр. европейцев 600. Город делился на три части Старый китайский город, новый и новый китайский город. C 1898 года по начало боевых действий в городе возведено следующее. В старом китайском городе возведены: дворец Наместнике Е.И.В. на Дальнем Востоке, штаб Квантунского укреп. района и 7 Восточно-Сибирской стрелковой бригады. Казармы 9,10 и 25 Восточно-Сибирских стрелковых полков и Квантунского флотского экипажа. Сводный госпиталь, военная школа, отрядная церковь, интендантские склады и паровая мельница. С северо-восточной стороны к старому городу примыкал новый китайский город, населенный в основном китайскими ремесленниками и торговцами. Построен новый город, соединенный со старым дамбой с мостом через реку Лунхе. В новом городе построены казармы 11 и 12 Восточно-Сибирских стрелковых полков, Квантунского флотского экипажа, арсенал, военно-морской госпиталь с лазаретом, здание штаба крепости и Военно-Инженерного управления. Из сооружений гражданского назначения возведены вновь или переоборудованы следующие. Вокзал, городская лечебница и больница Мариинской общины, типография, проведен телеграф, открыто реальное училище, построено здание Русско-Китайского банка и пр.
Гражданское управление области осуществлялось следующим образом. Во главе городского и всего районного управления стоял Комиссар Квантунской области по гражданской части с правами губернатора. В подчинении, которого находились начальники участков с правами уездный начальников, начальник полиции и вся старая китайская администрация.
К 1 января 1904 года проведены следующие работы по переустройству порта. В 1901 году одним землечерпательным караваном приступили к дноуглубительным работам по проекту. Произведены дноуглубительные работы в Восточном и частично в Западном бассейне. В Западном бассейне углублен участок к западу от Тигрового хвоста и прорыт канал для МН вдоль берега Тигрового полуострова. Реконструирован и переоборудован судоремонтный завод и мастерские порта с кузней, литейной и пр. Производственные мощности порта позволяли выполнять крупный ремонт кораблей всех типов, включая замену котлов, цилиндров машин, установку валов и пр. Оборудована портовая электростанция. После перестройки старый сухой док стал принимать суда до крейсера первого ранга включительно. Заложены два новых сухих дока. Которые к началу войны окончены, не были. Построены или перестроены портовые и угольные склады. На Тигровом полуострове построен минный дворик. Там же к 1901 году для сборки МН типа «Сокол» оборудованы мастерские, 2 эллинга для миноносцев, сараи и плавучая пристань. Все это хозяйство, принадлежавшее Невскому заводу оценивавшееся в 147 295 руб. Кроме того в порту без разбора хранились вывезенные после подавления восстания ихетуаней станки, листы обшивки, чугун, свинец, медь, полевая железная дорога, и пр. и пр. включая орудия калибром от 43 мм до 280 мм. в количестве 98 шт…
Состояние крепости на начало войны можно достаточно подробно описать на основании приложений к тому VIII части 1 Военно-Исторической комиссии при ГШ и ряду других источников.
По первоначальному проекту, генерала Кононович-Горбатовского разработанному в 1898 года планировалось провести главную крепостную позицию по линии Даугушань- Драконов хребет –система Угловой горы- Высокая гора- Белый Волк. Протяженность порядка 70 км. Гарнизон не менее 70 тыс. чел. Однако из экономии проект был отклонен Военным ведомством. Для составления нового проекта в Порт-Артур был направлен член Инженерного и Крепостного комитетов полковник корпуса военных инженеров Величко К.И.. В 1899 году приступили к строительству крепости, а в 1900 году проект К.И. Величко получил Высочайшее одобрение.
Предполагаемая стоимость инженерных сооружений и артиллерийского вооружения крепости 15 мил. руб. 100% готовность к 1909 году, строительство разделено на три этапа. Укрепления Порт-Артура должны были состоять на Приморском фронте протяженностью около 7,5 км из 22 батарей долговременного типа расположенных тремя группами, сведенные в два боевых участка. 1-я группа батареи Тигрового полуострова ( первый боевой участок), 2-я группа батареи Золотой горы и 3-я группа батареи Крестовой горы вместе представляли из себя второй боевой участок . На сухопутном фронте предполагалось построить главную оборонительную линю по цепи описанных выше высот от Крестовой горы до горы Белый Волк протяженностью порядка 20 км из 8 фортов, 8 укреплений, 7 долговременных батарей, 4 редутов, 1 тылового капонира и 23 промежуточных полудолговременных батарей. Расстояние от ядра крепости до главной оборонительной линии от 1,5 до 3 -4 км. По цепи гор Сяогушань – Дагушань- Волчьи- хр. Папуншань и система Угловая – Высокая, создать передовую крепостную позицию. Использовав, при этом старые китайские укрепления. Кроме того, окружить старый город центральной оградой с опорными пунктами полудолговременного характера, связанных куртиной в виде вала и рва бастионного и полигонального начертания. Создав, таким образом, ядро крепости.
К 1903 году общая сметная стоимость инженерных сооружений равнялась 4,5 мил руб.
На состоянии крепостных сооружений остановлюсь подробней. Однако, есть одна сложность, на планах крепости батареи обозначены номерами, в различной литературе, можно встретить как номер, так и название, поэтому, где возможно в скобках я их привожу. К сожалению, на схемах не приведены сектора обстрела отдельных батарей и боевых участков, есть только описание.

Приморский фронт. Первый боевой участок. Батареи Тигрового полуострова. Батареи кругового обстрела. Задача обстрел участка примыкавшего к Тигровому полуострову и направлении вдоль Ляотеншань, Голубиной бухты и поддержка укреплений западного фронта. Батарея № 1 (Полевая батарея) временного типа, готова. Вооружение состояло из 4 –х батарейных орудий калибром 120мм. Батарея № 2(Батарея на Тигровой голове) долговременного типа вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ и 5 152/22 мм орудий. Батареи № 3 ( Батарея на террасе) временного типа вооружение по нормальной табели состояло из 2 152/22 и 4 батарейных орудий. Батареи № 4 (Западная) временного типа вооружение по нормальной табели состояло из 8-и 203 мм мортир и 2-х орудий калибра 57 мм. Батареи № 5(Средняя) по нормальной табели вооружение состояло из 5-ти орудий калибра 254 мм и 2-х орудий калибра 57 мм. Батарея № 6 долговременного типа вооружена по нормальной табели 4-ре мортиры калибром 254 мм . Батарея № 7 долговременного типа вооружена по нормальной табели 8 мортир калибра 203 мм. Обе батареи объединены единым названием Большая батарея. Батарея № 9( Ближнего боя) долговременного типа вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ.
Не приступали к сооружению батарей № 8, 10 11. Вместо 10 батареи существовала старая батарея Тигрового хвоста временного типа на 6 орудий 152/22 мм и 2 противоштурмовых орудия калибром 57 мм. Вместо бат. №11 китайская Артиллерийская батарея временного типа, вооружение 4-ре орудия калибром 203/22 мм.
Второй боевой участок. Батареи Золотой горы
Задачи батарей оборона внешнего рейда.
Бат. № 12 временного типа по нормальной табели на вооружении 2 –а 57 мм противоштурмовых орудия. Бат. № 13 (Верхняя Золотой горы) долговременного типа вооружена по нормальной табели 2 орудия калибра 57 мм. Бат. № 14 (Нижняя Золотой горы) по нормальной табели вооружение 2 орудия калибром 57 мм. Бат. № 15(Электрического утеса) долговременного типа, вооружена по нормальной табели 5 орудий калибра 254 мм и 2 орудия калибром 57 мм. Бат. №16 ( Лагерная) долговременного типа вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ и 2 орудия калибром 57 мм. Бат. № 17( Стрелковая) временного типа по нормальной табели на вооружение 6 орудий 203/22 и 2 –а орудия калибром 57 мм. Бат №18 временного типа по нормальной табели вооружение составляет 4 орудия калибра 152/22 и два орудия калибром 57 мм.
Батареи Крестовой горы.
Задачи оборона приморского участка и поддержка Восточного фронта.
Бат. № 19 (Северная) долговременного типа вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ. Бат №20 (Средняя) временного типа по нормальной табели вооружение 5 203 мм мортир и 2-а 57 мм противоштурмовых орудия. Бат. №21(Южная) долговременного типа вооружена по нормальной табели 6 мортир калибра 203 мм, 2 орудия калибра 152/22 мм и 2 –а 57 мм противоштурмовых орудия. К сооружению бат. № 22 не приступали. В промежутке между 20 и 21 батареями построена дополнительная Длинная мортирная батарея на 10 мортир калибра 87 мм, предположительно китайских и два 57 мм противоштурмовых орудия. В батареях долговременного типа на декабрь 1903 года отсутствовали броневые ставни и двери в погребах боезапаса и частично не возведены дальномерные павильоны. В записке о боевой готовности крепости Порт-Артур от 1903 года фигурирует следующие цифры,
на вооружении Приморского фронта имелось 119 орудий из 124 положенных по нормальной табели, не хватало 5-ти 254 орудий( по-видимому на батареи № 5). Однако реально орудий на приморском участке обороны больше. Здесь требуются некоторые пояснения по нормальной табели( т.е. по проекту) вооружены батареи № 2,6,7,9,13,16,19,21. Батареи № 1,3,4,5,12,14,17,18,20 вооружены по т.н. переходной табели. Для того чтобы не путать читателя, выше дано вооружение батарей по проекту. Отличия следующие. Таб. 1.

Калибр орудий. 254 мм 203/22 мм 152 мм/22190 пуд 120 мм 57 мм 203 мм мортир
Нормальная таб. 5 6 0 12 12 13
Переходная таб 0 12 6 4 18 14

Боекомплект орудий на декабрь 1903 года полный, в тот же период сделано представление о доведении б.к. до полуторного.
Сухопутный фронт главная крепостная позиция.
Центральная ограда. Окружала весь старый китайский город и Восточный бассейн. Задача защита восточного бассейна и старого города от ускоренной атаки. Артиллерийская поддержка Восточного и Северного фронтов. Представляла собой 4 сомкнутых опорных пункта. №1 Артиллерийский( не путать с Артиллерийской бат. приморского участка обороны), №2 Инженерный, №3 саперный, №4 Пороховой. Опорные пункты соединенных куртиной в виде рва и вала одетого камнем. На вооружении центральной ограды было 4-ре 42 линейных орудия, 24 легких орудия и 24 пулемета. К началу 1904 года построена полностью.
Восточный фронт или третий боевой участок.
Форт № I. Задачи - обстрел участка в районе г. Дагушань, бухты Тахе и продольный обстрел восточного фронта.
Форт по проекту долговременное укрепление, в начертании представлявшее пятиугольник искаженной формы с тупым углом открытым кнаружи. Гарнизон две роты пехоты. Вооружение по проекту состояло из 4-х орудий артиллерийской борьбы калибра 152 мм/ 190 пудов и 6 57-мм противоштурмовых орудия и 12 пулеметов. На конец 1903 года. Ров пробит на всем протяжении кроме участка на горжевом фасе. Проведены бетонные работы в 2- полукапонирах в напольном фасе рва. Полностью сооружена батарея на 4 орудия. Построены 2 убежища противоштурмовых выкатных орудий. Сооружена казарма на одну роту. Не готовы: горжевая казарма на одну роту, горжевой капонир, бетонная потерна для сообщения с капониром и полукапонирами. Не проведены общая отделка и маскировка. все внутренние сооружения долговременные типа. Открытый капонир №1 представлял собой бывшее китайское укрепление, перестроенное под артиллерийскую позицию. Прикрывал местность перед фортом I .
Укрепление №1 Тыловая позиция прикрывавшая местность перед фортом I и бат. лит. А.
Вооружение 4 легких капонирных орудия. Китайские укрепления полудолговременного типа. К перестройке 1904 года не приступали.
Долговременная батарея Лит. А Задачи батареи – обстрел верховий долины Та-хе. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена. Вооружение 6 орудий противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/ 120 пуд. и два полевых орудия калибром 75 мм.
Укрепление № 2 Задача - прикрывала местность перед бат. лит. А и Б. Китайские укрепления полудолговременного типа с блиндажи в юго-западном скате.
Вооружение 6 легких полевых орудий и 6 пулеметов.
Долговременная батарея Лит. Б. Прикрывала форт II и укр.№2. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена. Батарея трапециевидной формы. С двумя линиями стрелковых окопов по фронту возводимых в период мобилизации. Вооружение 4 орудия противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/190 пуд. и 4 полевых орудия.
Временное укрепление на Большой горе. Полевого типа с батареями тыловой позиции.
Питательный артиллерийский погреб № 1. Обслуживал весь Восточный участок. К 1903 году полностью готов.
Форт № II. Задача форта – обстрел местности от Дагушань до Палиджуана. В плане искаженный семиугольник. Сооружение по проекту долговременного типа напоминающее германский малый форт. Укрепление состояло из наружного рва, примыкавших к контрэскарпу капониру и полкапониру, главного вала, бруствер которого приспособлен к ведению ружейного огня, внутреннего редюита, наивысшее командование которого + 9 метров, приспособленного к ведению артиллерийского огня и горжевой казармы. Перед фортом был открытый капонир №2 соединенный ходом сообщения с китайским валом На вооружении форта 10 противоштурмовых орудий калибром 57 мм и 10 легких орудий. К концу 1903 года ров пробит на всем протяжении, в открытом капонире и напольных фасах насыпан ров. Проведены бетонные работы в головном капонире, контрэскарпной галереи, 2-х этажной горжевой казарме на одну роту в левом горжевом фасе и левом горжевом полукапонире и потерне. Оставалось окончить правый горжевой угол, и казарму на 50 человек, а также провести отделочные работы и маскировку.
Укрепление на горе Большое Орлиное гнездо в основе своей имело перестроенное китайское укрепление. Два орудия калибром 152 мм обстреливали местность перед северным фронтом и вдоль китайского вала.
Редут 1 и 2. Прикрывали промежуток между фортами II и III. По проекту долговременного типа, в конце 1903 года оставались временными позициями. Так же бывшие китайские постройки трапециевидной формы несколько перестроенные. Вооружены 4-мя легкими пушками каждый.
Форт № III. Задача форта обстрел долины реки Лунхе. Назначение тылового капонира обстреливать лощину между фортом II и редутами 1 и 2. На вооружении форта по проекту 4 орудия противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/120 пуд 10 орудий калибром 57 мм и 10 легких орудий. В начертании семиугольник. Укрепление по проекту долговременного типа. Состояло из рва с казематированными контрэскарпными постройками, главного вала с пехотной позицией наивысшее командованием + 6м, горжевой части и тылового капонтра. К 1903 году ров пробит на всем протяжении, вал насыпан на всех фасах кроме горжевого. Проведены бетонные работы в горжевой казарме на одну роту, правом головном капонире и левом головном полукапонире, в потерне и батареях. Оставалось закончить работы в горже и общеотделочные работы с маскировкой форта.
Укрепление №3. Укрепление обстреливало местность от Сингоу до казачьего плаца. На вооружении состояло из 4-х 57 мм и 4-х легких орудий. Полностью готовое в 1903 году. По описанию чрезвычайно напоминает форт уменьшенных размеров (линия огня 70 метров против 180 у форта №3).
Позади укреплений фронта располагались 10 промежуточных батарей возводимых в период мобилизации.
Северный фронт или четвертый боевой участок.
Долговременная батарея Лит. В( Зубчатая батарея). Вооружение 4 152 мм/120пуд орудия. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена.
Форт № IV. Задача обстрел речной долины Лунхе у Палиджуана, Сюйшина и Сингоу, поддержка соседних фортов. Вооружение 8 57 мм орудий и 12 легких орудий. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена.
Долговременная батарея Лит. Г( Саперная батарея). Обстрел долины реки Лунхе перед фортом № III, укреплением №3, и фортом № IV. Бывшее китайское укрепление, на вооружении 6 орудий противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/190пуд. На декабрь 1903 года не перестраивалась.
Укрепление №4. Задача фронтальный обстрел местности перед фортом №V. Вооружение 8 152мм/120пуд. Орудий противоартиллерийской борьбы, 8 легких противоштурмовых орудий и 8 пулеметов. В 1903 году полностью готово. Также весьма напоминает по очертаниям форт уменьшенного размера.
Редут №3. Тыловая позиция укрепления № 5. Вооружение из 4-х легких орудий.
Западный фронт или пятый боевой участок.
Форт V. Задача обстрел местности перед фортом № IV и укреплениями № 4 и №5. На вооружении по проекту 10 орудий калибром 57 мм и 12 легк ...

Рыба Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 55 , стр: 1 2 All [только новые]





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.04 11:04. Заголовок:


Японская 280-мм гаубица
Год создания : 1892
Калибр : 280-мм
Длина ствола : 2.863 м (L10.2)
Угол вертикальной наводки: -10 - +68
Угол горизонтальной наводки : 360
Вес снаряда : 217 кг*
Начальная скорость : 142 - 314 м/сек
Вес ствола: 10.758 т
Вес всей установки: 24.300 т
Дальность стрельбы : 7,800 м **
Выпущено : 220
*Бомба закаленного чугуна, содержала заряд 9,5 кг черного пороха. Широкорад и Дискант говорят о применении у Порт-Артура 320 кг стальных снарядах с 80 кг шимозы. Заряжание гаубицы картузное- всего было 7 типов зарядов. Полный весил первоначально 20,32 кг черного пороха, затем был заменен 7,78 кг бездымного пороха.
** На полном заряде и угле возвышения 45(при скорости 315 м/с) , при заряде №6 и угле 68 (начальная скорость-142 м/с) -дальность стрельбы 1,800 м
Гаубицы создавались как орудия береговой обороны, производились самими японцами на арсенале в г. Осака. Ширкорад в своей книге «Падение Порт-Артура» что гаубицы созданы в результате глубокой переработки проекта Круппа, т.к. в отличии от крупповских орудий имели поршневой затвор. Перевозились по ЖД в разобранном на три части виде. Гаубицы сводились в батареи по два орудия, и стреляли залпами. У Порт-Артура применялись гаубицы снятые с батарей Токийского залива. При перевозки под Порт-Артур 18 гаубиц было потеряно на пароходе «Хитачи-Мару». Следующая партия (6 орудий) прибыла к Порт-Артуру в сентябре, и 18 сентября начала обстрел. Затем прибыли еще 12, но до падения крепости успели развернуть только 6. Гаубицы использовались японцами до самого окончания Второй мировой войны.



С уважением, Бирсерг Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.04 11:09. Заголовок:


Для сравнения:28-см береговая гаубица Kst.Н .

Гаубица Kst.Н создана в Германии в 90-х гг. XIX в. Фирмой Крупа. Гаубица устанавливалась на береговых батареях в естественно узких местах - проливах, устьях рек и.т.д. Это орудие было создано в Германии в 1890-х годах, когда считалось, что орудиям береговой обороны выгодно иметь большой угол возвышения и вести огонь по очень крутой траектории. В таком случае снаряд должен был попадать не в борт, а в гораздо менее защищенную палубу вражеского корабля, что повышало вероятность пробития брони. Оборотной стороной медали была очень низкая точность стрельбы, однако при одновременном ведении огня батареей из нескольких орудий шансы поразить противника значительно возрастали. Интерес к подобным артиллерийским системам пропал, когда военные корабли- стали оснащаться дальнобойными пушками, позволявшими вести огонь, не приближаясь к берегу.К 1940г. оставалась на вооружении девятнадцать этих гаубиц и 5100 выстрелов к ним, поскольку они представляли значительную опасность для противника в естественных узостях - проливах, фьордах, устьях рек или каналах, где, чтобы вступить в бой, требовалось подойти близко к суше. Такая гаубица в Норвегии утопила немецкий тяжелый крейсер Блюхер в 1940 году.
Ствол гаубицы скреплен кольцами. Затвор горизонтальный клиновый. Ствол своими цапфами жестко связан с верхним станком. Верхний станок со своим стволом откатывается по поворотной раме (нижнему станку).
Поворотная рама вращалась на шаровом погоне по металлическому основанию, заделанному в бетонное основание.
Калибр гаубицы 283мм.
Длина ствола 3395/12 мм/клб.
Угол вертикального наведения от 0 до +65 грд.
Ствол гаубицы весил 10,8 т, а вся установка с поворотной платформой 63,3 т.
Скорострельность гаубицы составляла один выстрел в минуту.
В боекомплект входил только один фугасный снаряд (2,8 cm Sprgr.L. 3,5). Вес его 350 кг, длина 1000/3,54 мм/клб.
Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое. Гильза латунизированная цельнотянутая длинный 377 мм, диаметр фланца 314 мм. Заряд переменный, всего зарядов шесть. При максимальном заряде весом 19,7 кг и начальной скорости снаряда 375 м/с дальность стрельбы достигала 11 400 метров


С уважением, Бирсерг Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.04 17:56. Заголовок:


РЫБА пишет:
цитата
По осадной аритиллерии. Сейчас пишу по памяти, но основным был источник Новейшие Сведенья по инистранным армиям. Японий, издание ГШ за 1903 год. Ситуация такая основным калибром осадного арт. являлась 120 мм мортира, 280 мм мортира была закуплена для комплектования батарей береговой обороны в Германии, на вскидку даже не помню поступили ли они в Японию к началу войны. Вообще если этот вопрос интересен могу дома уточнить, где, кто комплектовался и пр и пр.


Вопрос интересен. Ждем.

С уважением, Бирсерг. Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.04 20:02. Заголовок:


Для Бирсерг: Добрый день.
Вот тут информация по последнему http://talks.guns.ru/forummessage/42/88.html
С уважением Александр

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.04 15:49. Заголовок:


Для РЫБА: Уважаемые господа!

Подскажите, пожалуйста, где взять справочную информацию касательно карты крепости Порт - Артур со всеми укрепления , включая чертежи укреплений.
Если вопрос прозвучал дилетантски, извините.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.04 21:58. Заголовок:


Для hikaru: Добрый день.
››Подскажите, пожалуйста, где взять справочную информацию касательно карты крепости Порт - Артур
›У меня понятно(шутка) ну а если серьезно. По всем в интернете не найдете, но кое что есть.
Карта есть у Николая http://webpages.charter.net/abacus/page2.html
Вот тут фортификация вообще http://www.fortification.ru/
Вообще рекомендую покапаться у Всеслава и найдете по ссылкам современные фотографии Порт-Артура
http://1904rjw1905.fastbb...?-00000002-000-0-0-20-0-0
Вот тут(сегодня почему то не открывается, надеюсь временно)
http://www.fortress.vladivostok.ru/
А. фон-Шварц, Ю. Романовский «Оборона Порт-Артура», C.Петербург, 1908. Часть ПЕРВАЯ.
А. фон-Шварц, Ю. Романовский «Оборона Порт-Артура», C.Петербург, 1910. Часть ВТОРАЯ. П. Ларенко «Страдные дни Порт-Артура», Часть ВТОРАЯ. Хроника военных событий и жизни в осажденной крепости. C.Петербург, 1906
Ну и накоенц тут
http://tsushima.ru/bibl_r...w_isl_bulgakov_partur.htm
Собственно во всей библиотеке кое что интересное «попадается»...:-)))
С уважением Александр



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.04 23:09. Заголовок:


Для РЫБА: Александр!

Спасибо Большое! Обязательно посмотрю.
Вопрос второй: где можно посмотреть Шварца и Романовского с тем, чтобы быстро скопировать нужные страницы?
Вы можете помочь?
Спасибо заранее.

С Уважением,

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.04 23:24. Заголовок:


Для hikaru: Добрый день. Шварца у меня к сожалению нет(сам я с ним в библиотеке работал давно и поверхностно). Надо спросить у Николая может у него есть полностью, у него неплохие материалы и кроме отечественных есть и «импорт». В основе моих наработок третий том Бархатова(дома), Сорокин(там же), Иллюстрированная летопись (там же), Работы ВИ комиссй( и ГШ и ГМШ(библиотека , по-моему том 4 ГШ в двух частях), Приказы по Военному ведомству(за период с 1900 по 03) библиотека, История крепосте(Дома), Военный сборник (1904-05 частично дома, частично в историчке), Докуманты по сухопутным операциям(1941 год если не путаю библиотека) и у и пр(это то что на ум с ходу пришло). Если необходима библиография то в принципе можно и оморочить себе голову, написать ее тут а народ добавит.
С уважением Александр

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.04 23:49. Заголовок:


Для РЫБА: Спасибо большое!
Скажите пожалуйста, как с Вами связаться можно. тогда я могла бы точно объяснить для чего это нужно и выяснитьБ
что будет необходимо для этого.
Простите пожалуйста, в вашей коллекции открыток нет плаката с видом крепости Порт-Артур сверху?
Такой есть в Музее Современной Истории в Английском клубе , но они не разрешают фотографировать.
С уважением,


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.04 12:59. Заголовок:


Для hikaru: Добрый день.
riba@delrus-msk.ru
Это мой мэйл, для того что бы со мной связаться нужен компьтер и более ничего(ну понятно кроме доступа в интерент)...:-)) Словом пишите. Плаката нет, есть две открытки с видами П-А. Англицкий клуб мне известен, фотографировать они действительно не дают, они просто распродают потихоньку свои запасники(сейчас не помню сайт где это действо происходит)...С уважением Александр


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.05 15:52. Заголовок:


Для hikaru:

Январский номер «Вокруг Света» -- там есть карта. Виды современного П-А. в частности форт 2, Большое Орлиное Гнездо можно найти на сайте Байкальского крейсерского клуба bcclub.ru в разделе «пресса». Личными фото из Порт-Артура, сделанными 13 апреля 2004 года могу поделиться, мой адрес: andrew1965@mail.ru

Андрей Давыдов

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.05 01:57. Заголовок:


Для РЫБА: Здравствуйте Александр. Имеются ли у Вас какие-нибудь сведения о планах командования П-А гарнизона по возможности и целесообразности проведения отвлекающих ударов - вылазки, тактические фланговые десанты (по терминологии второйполовины ХХ века). Интересно бы узнать и Ваше мнение. С уважением.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.05 16:59. Заголовок:


Для von Aecshenbach: Добрый день.
По десантам точно могу сказать не планировали.
››по возможности и целесообразности проведения отвлекающих ударов - вылазки
›Они естественно планировались и проводились и весьма активно. Отвечу подробнее чуть позже, тут в двух словах не возможно. С уважением Александр

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.05 23:24. Заголовок:


Для РЫБА: Спасибо.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Мичманъ


Рапорт N: 498
Откуда: РФ, Тюмень
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.06 10:38. Заголовок: К 100-тию события


13 марта 1905 года последовало Высочайшее повеление Императора Николая II военному министру генералу Сахарову образовать для рассмотрения дела о сдаче крепости Порт-Артур японским войскам следственную комиссию под председательством члена Государственного совета генерал-адъютанта Х.Х. Роопа{9}. В комиссию было включено 12 генералов и адмиралов. Комиссия заседала более года и в своем заключении от 14 июля 1906 года сделала вывод, что сдача Порт-Артура не могла быть оправдана ни тогдашним положением атакованных фронтов, ни недостаточной численностью гарнизона и состоянием здоровья и духа людей, ни недостатком боевых и продовольственных запасов. Условия сдачи крепости японцам были охарактеризованы комиссией как крайне тягостные и оскорбительные для чести армии и достоинства России.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
Ответов - 55 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 60
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 82 месте в рейтинге
Текстовая версия

© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100