Отправлено: 16.01.06 09:59. Заголовок: Морская ли страна Россия?
Ни в коем случае не хочу никого обидеть, но хотел бы обсудить с Собранием вот эти две цитаты.
1. Из книги Бунича "Долгая дорога на Голгофу" (СПб, 2000, с.13)
В самый разгар шумных оваций неожиданно поднялся командир корабля капитан 1 ранга Бухвостов. Восторженная публика затихла, ожидая ответа на ее пожелания командира Гвардейского корабля; и тот сказал: «Россия — совсем не морская держава. Русские никакого серьезного влечения к морю не имеют, они никогда не были настоящими моряками и никогда ими не будут. Постройка этих громад-броненосцев — только разорение казне и нажива строителям и к добру она никогда не поведет. Вы смотрите и думаете, как тут все хорошо устроено. А я вам скажу, что тут совсем не все хорошо. Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы ее желаем. Но победы не будет! Я боюсь, что мы растеряем половину эскадры по пути, а если этого и не случится, то нас разобьют японцы: у них и флот исправнее и моряки они настоящие. За одно я ручаюсь — мы все умрем, но не сдадимся».
2. Из дневников полковника С.А.Рашевского (Порт-Артур, 1904 "Исторический архив", т.10, 1954, с.114)
«Странно и обидно слышать от морских офицеров фразы вроде того, что России надо вовсе отказаться от мысли иметь флот, что мы не моряки и нас невольно тянет с судов на сухопутные батареи. Матросы тоже чуть ли не вслух говорят, что «хорошо, что оставили корабли, самое лучшее – под команду сухопутных офицеров»
_______________ Все-таки, начиная еще с Петра и по нынешний день – удалось ли России вообще стать морской державой?
Еще раз – не для склоки или обиды, а чтобы понять.
Полагаю, что державы можно разделить на сухопутные, полуморские и морские - исходя из важности флота в решении общегосударственных задач.Если обратиться к временам РЯВ, то Британия и Япония - морские, ибо от флота зависело само их существование, Испания (к примеру) - сухопутная, несмотря на наличие выхода к морю, а Россия - полуморская.
Вот меня и удивляет Испания - у нее был период морского владычества, у нее есть неограниченный выход к морю, но она - сухопутная
Франция - есть такая книга Жоржа Блона "Великий час океанов" про Францию в морском вопросе. И там явственно проскальзывает мысль - да, несмотря на попытки что-то сделать на морском поприще, франция не стала морской державой, нет у нее этой тяги к морю. Да, корабли были, а морской державой она не стала Россия - наличие пусть даже выходов к трем океанам (во случаях выходов к закупоренным бутылкам Черного, Балтийского, Японского морей и к удаленному от мировой политики Баренцеву морю) все равно не обеспечило России статуса морской державы.
Гангут, Чесма, Синоп, ну Ушаков и Орлов в средиземноморье еще как фактор какой-то присутствовали, но это же почти все.
Англия и Япония могли опираться только на флот. Как и США, за неимением равного противника в Америке. Для остальных флот не может быть решающей силой. Взять ту же Голландию. Могли они британцам на море противостоять, но ещё и на суще с Францией воевать уже не получалось. Любая континентальная держава может быть захвачена/разбита в ходе сухопутной войны. Поэтому для них флот всегда дополнение. Та же Испания очень много европейских войн вела, оплачивая расходы золотом колоний. А Англия всеобщую мобилизацию объявила только в 1916.
Грубо говоря, армия и флот - две руки сильной державы. Только одни - правши, другие - левши.
цитатаЛюбая континентальная держава может быть захвачена/разбита в ходе сухопутной войны. Поэтому для них флот всегда дополнение.
Вот и все. Ну, можно добавить и степени значимости гражд. мореплавания/кораблестроения для государства в чисто экономическом смысле, которое тянет за собой и ВМФ - как в Германии в навечерием ПМВ. Но...! Это не меняет фундаментального принципа, упомянутого Вами. Для той-же Германии при преогромнейшим торг. флоте ВМС остались спомагательными по сравнением с армии. У СССР флот по сравнению с японским был просто смехотворен, что не помещало драть по суши японцев неск. раз. Россия периода РЯВ сделала в немалой степени ставки на флота и не без основанием. Однако ... бревно!
цитатаГрубо говоря, армия и флот - две руки сильной державы. Только одни - правши, другие - левши.
Я все же немного не о том веду речь. что такое период РЯВ и лет тритцать до нее и после нее - это "политика канонерок". Флот является стратегической силой мировой политики (как теперь ракетные войска и стратегическая авиация). Ведь не случайно наращиваются калибры, которые приходится даже ограничивать международной конвенцией.
Флот безусловно нужен, и Александр III говаривал, что у России лишь два союзника - армия и флот.
Но вот была ли действительная тяга русских к морю, нет ли чего-то в характере русских неморского, сугубо сухопутного. Да, есть служба, да есть походы, но тяги нет.
Читаешь Станюковича - красиво, романтика, море А читаешь Соболева, Новикова-Прибоя, да хотя бы "Фрегат "Паллада" - и видишь - не наше это
Моряки охотно идут с кораблей на берег - или на Малахов курган и Сапун-гору, или на Артурские батареи, или, опоясавшись пулеметными лентами, бузить на просторах России, или наводить ужас на фашистов, идя с оскалом (то ли от смертельной улыбки, то ли от того, что ленточки от бескозырки зубами зажаты) в полный рост на пулеметы. То есть отваги не занимать, но к морю тяготения нет.
Ведь в Порт-Артуре моряков не напрасно звали самотопами - столько крушений, столкновений, ущерба от себя самих - это же даже как-то странно
цитатаВедь в Порт-Артуре моряков не напрасно звали самотопами - столько крушений, столкновений, ущерба от себя самих - это же даже как-то странно
Это другое дело. Бардак и недостаточная подготовка пр. всего. Ну, конечно и мотивация и отношение к морю для матроса Иванова, в гражд. битие крестянином-пахарем не те, как у помора примерно. Но основное не в этом. Бардачец просто. Ведь не только на море войну потеряли, а и на суше...
цитатаНо вот была ли действительная тяга русских к морю, нет ли чего-то в характере русских неморского, сугубо сухопутного. Да, есть служба, да есть походы, но тяги нет.
Это сложный вопрос. Тем же японцам, англичанам объяснять значение моря не нужно - много рыбаков, торговый флот. У островных стран есть привычка к морю, что ли.
Крестьянину, который кроме пруда или речки ничего не видел тяжело к морю привыкнуть. Тем не менее, были люди, и немало, которых море покоряло. Средний немецкий крестьянин в отношении тяги к морю мало чем отличался от русского. Тем не менее, нормальный флот построили.
Dmitry_N пишет:
цитатаНо победы не будет! Я боюсь, что мы растеряем половину эскадры по пути, а если этого и не случится, то нас разобьют японцы: у них и флот исправнее и моряки они настоящие. За одно я ручаюсь — мы все умрем, но не сдадимся
Попробуйте представить себе такую фразу от Ушакова, Сенявина. Вопрос, скорее, в организации и постановки дела. Можно строить флот "для галочки" - у всех есть, так пусть и у нас будет. А можно - для решения конкретных задач. В первом случае бардак и получится, согласен с Krom Kruah.
... ох ... тема эта трёться уже не одно столетие ...
1 - давайте откинем наши представления о мире - они слишком высоки для начала 20 века 2 - реально у России был два флота - Балтийский и Черноморский - оба имели традиции и вообщем инфраструктуры 3 - была своя морская школа 4 - была своя культура проектирования/строительства кораблей и мех-мов 5 - флот был не самым последним в мире по кол-ву и качеству
вопрос почему так вышло - не к морякам, а к обществу в котором они жили и воспитывались...
Фамилии великих мореходов это хорошо, а реальный уровень подготовки и психологического состояния экипажей это другое...
И незабывайте результат войны это стратегически спланированое и оперативно-тактически воплощёное состояние общества/эномики/политики и пр пр пр...
Ну, это другое. Был еще такой термин "Памлибгонко" - страны "продавали" свои флаги (Панама, Либерия - е нее флот, по-моему, был больше, чем у Греции, Гондурас, Коста-Рика) Отношение к стране, чей флаг развевался на судне было весьма относительное. Это все равно, что теперь Кокосовые острова имеют существенный вес в банковском деле (из-за оффшора)
Борис, Х-Мерлин пишет:
цитатавопрос почему так вышло - не к морякам, а к обществу в котором они жили и воспитывались...
Но вот Балтфлот в ПМВ - кроме минных операций - деятельности, по сути, никакой и разложение экипажей, стоящих в Гельсинфорсе кораблей
Черное море - один Гебен, по сути, вовлек Турцию в войну и отрезал нас от союзников. по мнению А.Больных - Гебен больше сыграл роли в русской революции, чем все корабли Русского флота, поскольку поставил Россию в невыгодное положение (не было обмена с союзниками)
Ну, почему же сразу чушь? (не слишком-то приемлемый аргумент в дискуссии)
Проливы сами по себе сильнейшая стратегическая позиция, но это был единственный оживленный и действенный путь снабжения России в условиях войны против центральных держав. Ни Романов-на-Мурмане, ни Владивосток роли снабжения выполнить не могли. Мне попадались материалы, что у России скопились огромные запасы хлеба, предназначенного на экспорт и в то же время России остро не хватало вооружений (людей на бойню у России хватало всегда) Несколько караванов с оружием могли бы, возможно, сыграть положительную роль на восточном фронте. Дарданелльская операция - для чего она была предпринята? Не для того ли (по крайней мере - обоснования такие были), чтобы восстановить сообщение с Россией.
Но это тема отдельного разговора. А по теме - один Гебен по сути мало чем уступал ВСЕМУ черноморскому флоту - и дело тут не в совокупной огневой мощи или весе бортового залпа. Дело именно в том, что Гебена боялись, а Гебен не очень боялся.
цитатапо мнению А.Больных - Гебен больше сыграл роли в русской революции, чем все корабли Русского флота, поскольку поставил Россию в невыгодное положение (не было обмена с союзниками)
Он путает повод и причину. Причина - бездарная политика РИ вообще и на Балканах в частности. В 1912 вполне могли занять Стамбул и проливы. Борис, Х-Мерлин пишет:
цитатавопрос почему так вышло - не к морякам, а к обществу в котором они жили и воспитывались...
Согласен, но не совсем. Руководство РИФ то же дров наломало и усугубило. Хотя оно слепок верхов... Борис, Х-Мерлин пишет:
цитата... в те годы - кораблями много не навозиш ...
цитата В 1912 вполне могли занять Стамбул и проливы.
Теоретически с этим можно согласиться, а практически вряд ли. В истории ПМВ часто упускается из виду именно история Балканской войны. В 1878 году Россия терпит дипломатическое поражение после кровавой, но победной войны на Балканах. Трактат лишает Россию почти всех завоеваний Сан-Стефано. НО! Трактат действует по положению 30 лет (то есть до 1908 года). Заметим, что именно в 1908 Австро-Венгрия ничтоже сумняшеся аннексирует Боснию, на Балканах вспыхивают две войны (одна из которых, например, лишает Болгарию выхода к Эгейскому морю и запирает ее в луже Черного моря). Россия тоже могла бы ввязаться в передел Балкан теоретически, но уныние после РЯВ и программа модернизации не предполагала вмешательства в военные конфликты. помните, Столыпин говорил "Дайте России 20 (не помню точно, по-моему 20) лет мира!"
цитатаМатросы тоже чуть ли не вслух говорят, что «хорошо, что оставили корабли, самое лучшее – под команду сухопутных офицеров»
Здесь Рашевский преувеличивает, из-за своего негативного отношения к флоту. В его дневнике много противоречий. То он ругает Макарова за то что затопили корабли вдоль прохода, то подчеркивает что благодаря этим действиям были остановленны браднеровы.
К РЯВ флот уже сформировался, имел традиции, боевая мощь наростала как никогда. В войну к которой были чуть чуть не готовы(как всегда в России) нехватало главного - решительных и гениальных командующих. РЯВ явилась той границей от которой зависело быть или небыть флоту. Была-бы победа флота и он стал несокрушимым оплотом вооруженных сил. Но случилось обратное и флот стали пинать кому не лень, + вспомнили и фразу Бухвостова и записали ее в пророческие.
цитатаВ англию навозили из США, что в 1МВ, что 2МВ.
- ну вы сравнили.... в Англию хоть гноя невезти нам до Англии дела нет... реально на Дарданеллы наскребли судов, преждставте что нуждно организовать поставки в Одессу - а и больше некуда ... причём не всего что есть у союзников, а того что нужно России конкретно... реально на Юге нет переработки,всё нудно кудато везти и перерабатывать и хранить, армию реально перекинули после того как немцы замирились ... более того я думаю Европе было не до России - реально Франция гибла, а без Франции Англия не вояка а РОссия вообще выглядела странно... пожтому помогли тому кому помощ была нужна реально - Россия реально сил не расчитала ни своих ни немцев с австрийцами ... одно счастье - Черноморскому флоту Цусима пошла на пользу - уж за кого стыдно небыло так за ЧФ ...
цитатаНо случилось обратное и флот стали пинать кому не лень, + вспомнили и фразу Бухвостова и записали ее в пророческие.
- вот вот... упаднические настроения плод бездарных 30 лет мира, которые стране ничего не дали кроме того что, что всем стало понятно, что с таким социальноэкономическим строем страна далеко не уйдёть... ну прям СССР в период застоя - никому не жаль страну, все всё понимают, но сделать ничего не могут ...
Например, Рашевский лишь пару раз упоминает Кондратенко и оба раза негативно. Рашевский против "бессмысленной" по его мнению обороны Высокой и ослабления Восточного фронта. У Степанова в "Порт-Артуре" Рашевский чуть ли не сподвижник Романа Исидоровича, а по дневникам Сергея александровича - этого не выходит.
Меня вот еще что поразило в дневниках и Ларенко и Лилье и Рашевского - какое-то патологическое число самоубийств офицеров в начале войны.
цитатакакое-то патологическое число самоубийств офицеров в начале войны.
- нормальное явления, для честного человека, когда смерть выше чем позор... скажем так это тяжелое наследие прошлого - реалии победили ожидания, для патриота-разночинца вещь губительнейшая...
цитата- нормальное явления, для честного человека, когда смерть выше чем позор... скажем так это тяжелое наследие прошлого - реалии победили ожидания, для патриота-разночинца вещь губительнейшая...
Эти слова были бы справедливы, если бы самоубийства были перед капитуляцией, или после оставления Кинджоуских позиций. Но я ведь говорю о самоубийствах в первые дни войны. Надо будет пересмотреть дневники Ларенко, Лилье и Рашевского (там есть повторяющиеся сведения), но по-моему упоминается о трех самоубийствах. Еще нет ни японского десанта, ни особых потерь - только налет миноносцев и перестрелка береговых батарей с японской эскадрой.
А люди начинают стреляться. То ли от страха перед неизвестностью, то ли от недоумения - ведь не верили же, что "макаки" могут напасть на "кое-каков". Показателен случай с поручиком Карселадзе (по Лилье, однако Рашевский называет его Котладзе), который в первые дни войны писал и кому - министру внутренних дел и генерал-адьютанту Амилахвари (Рашевский называет его Алилохори) о том, что руководство бездарно, "здесь нет людей долга, а есть бездарные выскочки". И все это в первые дни
Видимо, психологическое состояние артурского гарнизона было настолько удручающим в самом начале, что это не могло не сказаться
цитата- нормальное явления, для честного человека, когда смерть выше чем позор... скажем так это тяжелое наследие прошлого - реалии победили ожидания, для патриота-разночинца вещь губительнейшая...
Эти слова были бы справедливы, если бы самоубийства были перед капитуляцией, или после оставления Кинджоуских позиций. Но я ведь говорю о самоубийствах в первые дни войны. Надо будет пересмотреть дневники Ларенко, Лилье и Рашевского (там есть повторяющиеся сведения), но по-моему упоминается о трех самоубийствах. Еще нет ни японского десанта, ни особых потерь - только налет миноносцев и перестрелка береговых батарей с японской эскадрой.
А люди начинают стреляться. То ли от страха перед неизвестностью, то ли от недоумения - ведь не верили же, что "макаки" могут напасть на "кое-каков". Показателен случай с поручиком Карселадзе (по Лилье, однако Рашевский называет его Котладзе), который в первые дни войны писал и кому - министру внутренних дел и генерал-адьютанту Амилахвари (Рашевский называет его Алилохори) о том, что руководство бездарно, "здесь нет людей долга, а есть бездарные выскочки". И все это в первые дни
Видимо, психологическое состояние артурского гарнизона было настолько удручающим в самом начале, что это не могло не сказаться
цитатаТо ли от страха перед неизвестностью, то ли от недоумения - ведь не верили же, что "макаки" могут напасть на "кое-каков".
То ли от проигрыша казённых денег -- ИМХО, более вероятно чем какие другие причины... Dmitry_N пишет:
цитатадневниках и Ларенко и Лилье и Рашевского - какое-то патологическое число самоубийств офицеров в начале войны
Это могут быть просто слухи, вон американский атташе прибыв во Владивосток наслушался всякого -- чуть ли не дюжина самоубийств и прочей хрени, а вот достоверно подтвердить смог всего два (плюс один отказ участвовать в БД, но это может совпадать с одним из самоубийств).
Добрый день. На самом деле не так и много было самоубийств(по врачам помнится один случай). вообще же есть статистика А к дневникам относиться надо крайне осторожно, они скорее отражают настровение и мение конкретного человека, поэтому служат источниками второй или третьей очереди. С уважением Александр
вопрос почему так вышло - не к морякам, а к обществу в котором они жили и воспитывались...
Да я согласен. ... Но вот Балтфлот в ПМВ ...
Т.е. вроде бы согласны, но ... :-) 5 апреля 1916 г. БФ посетил генерал Куропаткин. На совещении в штабе флота моряки были ознакомлены с планами действия фронта на летнюю кампанию. Между прочим узнали, что в случае падения Рижско-Двинской позиции предусмотрен отход войск фронта на рубеж Чудского озера - р. Нарвы. После трехминутного шока, абалдело спросили - а как же флот, а как же Ревель? В ответ армейские товарищи удивленно спросили - какой-такой Ревель?? Ну, как же - Ревель - главная операционная база БФ на южном побережье Финского залива!!! Порт, арсеналы, корабли... !!!! ... Блин, вечно с вами, моряками одни проблемы!
p.s. Трудно быть моряком в стране, где флотом в конечном итоге (кроме петровской эпохи) командуют и ставят ему задачи абсолютно сухопутные люди. Увы, даже в советское время, время океанского флота - большинство высших начальников флот только терпели (но не более того). Терпели, так до конца и не понимая, зачем он нужен и какие задачи решает. Увы нам грешным, увы...
особенно что парадокс истории в том что чем сухопутнее Россия (всмысле огромности территории) тем больше она нуждается в сильном флоте (впервую очередь торговом и как следствие для защиты его военном)
цитатаТрудно быть моряком в стране, где флотом в конечном итоге (кроме петровской эпохи) командуют и ставят ему задачи абсолютно сухопутные люди.
у меня на полке книга стоит "Военно-морская идея России" (дебаты по поводу возрождения флота после поражения в РЯВ), надо перечитать. Я не оспариваю необходимости флота, меня просто занимал чисто психологический аспект. Вот испанцы в эпоху корсаров - многопушечные галеоны становились довольно легкой добычей. Отчего? Мне так кажется - потому что они оказались НЕ МОРЯКАМИ. Корабли умели строить, пушки отливать, но так моряками и не стали. Не случайно всю их Великую армаду растерзали на портянки.
И вот этот психологический аспект, мне так кажется, играл немалую роль в РЯВ. У меня такое впечатление, что поменяйся эскадрами русские и японцы - нашим "Микасу" , им "Петропавловск" - конец был бы один.
Развал и гниение в государстве - это, безусловно, важно. Но Вы сами подтверждаете своим высказыванием - не было морского мышления в государстве.
цитатаВот испанцы в эпоху корсаров - многопушечные галеоны становились довольно легкой добычей. Отчего? Мне так кажется - потому что они оказались НЕ МОРЯКАМИ. Корабли умели строить, пушки отливать, но так моряками и не стали.
- хм... мда... вот... ээээ... воздержусь я от комментариев... если не они моряки то кто?...
цитатаВ Каспийском море надо было броненосный флот создать. Тогда бы он был непобедим.
Ну это уже извращение. Флот нужен был именно на ДВ. Балтийское и Черное моря заперты, там особых перспектив для флота нет. А на ДВ была другая картина. Именно флот там и нужно было развивать, ибо большую армию край содержать не мог. Нужно только было вовремя позаботиться об организации военных бах в ключевых местах, особенно в Корейском проливе и поддерживать паритет, а лучше преимущество с японским флотом. Тогда бы Япония не вякала.
цитатаТ.е. вроде бы согласны, но ... :-) 5 апреля 1916 г. БФ посетил генерал Куропаткин. На совещении в штабе флота моряки были ознакомлены с планами действия фронта на летнюю кампанию. Между прочим узнали, что в случае падения Рижско-Двинской позиции предусмотрен отход войск фронта на рубеж Чудского озера - р. Нарвы. После трехминутного шока, абалдело спросили - а как же флот, а как же Ревель? В ответ армейские товарищи удивленно спросили - какой-такой Ревель?? Ну, как же - Ревель - главная операционная база БФ на южном побережье Финского залива!!! Порт, арсеналы, корабли... !!!!
А зачем Кронштадт, Гельсингфорс? Неужели не ясно было, что Ревель при прорыве немцев будет окружен. Кому нужен этот котел? Думать надо не только сухопутным командирам, но и морским офицерам. Флотом Москву не защитишь, да и Спб. Судьба войны не на море решалась.
- может быть, но без флота - всё побережье доступно супостату ... и перевозки в порты невозможны ... более того обладание морем делает доступным подбережье и тыл врага + угрозу его торговле... выходи и флотом можно Москву защитить ...
Как Вы думаете, а на кой ляд тогда вообще создавали МАП? Как только её немцы пройдут флот на Балтике и не нужен. Закидают Финский залив минами как во ВМВ и абзац балтфлоту.
цитатаНе случайно всю их Великую армаду растерзали на портянки.
Моряками-то они были. Иначе бы они вообще фиг до своих колоний доплыли. А армада, ЕМНИП, для перевозки войск (солдат) и строилась. Соответственно, меньше пушек и т.д.
По корсарам - тактика другая. Внезапное нападение. Русские, когда при Петре только ещё учились плавать, шведские корабли шлюпочными атаками захватывали. А от антикорсарных эскадр сам Дрейк бегал. Например, вокруг света он пошёл, чтобы с ними не встретиться. Нехилый крюк, да?
Dmitry_N пишет:
цитатаИ вот этот психологический аспект, мне так кажется, играл немалую роль в РЯВ.
А почему он не играл роль у Ушакова, Сенявина? 2 Архипелагские эпидиции сопоставимы с походами эскадр Англичан в Вест- и Ост-Индию.
Есть состояние флота в конкретный исторический момент. Понимали руководящие личности его роль - всё нелохо получалось, а если для галочки, то и результат соответствующий.
Англичане, морская нация, проигрывали и голландцам, и французам на море. Многое зависит от конкретных людей, конкретных решений. То, что в РЯВ у нас с этим тяжко было, никто вроде не спорит.
Кажется сугубо вынужденно)) Припомним что там было значительного до Армады??? а после???? до Трафальгара?? ну и потом до Ютланда?? основная деятельность в промежуток от силы лет 400 с учетом второй мировой и до нашего времени
цитатаКажется сугубо вынужденно)) Припомним что там было значительного до Армады??? а после???? до Трафальгара?? ну и потом до Ютланда?? основная деятельность в промежуток от силы лет 400 с учетом второй мировой и до нашего времени
До Армады - Дрейк - как минимум. Второе в мире кругосветское после Магелана... После Армады - Ост-Индийская Компания. Это ЯВЛЕНИЕ и именно с гол. буквами. Флот Империи - это дополнение к Компании... А если конкретно - создалась (в этих 400 лет именно) культура и способ мышления, что просперитет государства основан на владением моря. И вообще - после викингов - что там у норвежцев? Они морская нация или как?
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 128
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет