Форум РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
Форум РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается



АвторСообщение
Капитанъ I ранга



Рапорт N: 1567
Корабль: Двенадцать Апостолов
Откуда: Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 13:45. Заголовок: Память Меркурия: крейсер-пакетбот


В отношении этого крейсера имеется несколько "тёмных" пятен: продолжал ли он программу создания крейсеров 1877 г, почему на этот корабль не поставили броневую палубу и была ли она в проекте, зачем океанский рейдер завели в ЧМ - желали использовать как яхту или как всегда хотели как лучше?
Отдельный вопрос - турки пропустили "торговый пароход", но отметили наличие спонсонов и тарана. Влияние формального названия "пакетбот"?


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Ответов - 25 [только новые]


Капитанъ I ранга
Лучший исследователь Форума 2006



Рапорт N: 475
Корабль: БКр Адмирал Нахимов
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 15:04. Заголовок: Re:


von Echenbach пишет:

 цитата:
почему на этот корабль не поставили броневую палубу и была ли она в проекте, зачем океанский рейдер завели в ЧМ - желали использовать как яхту или как всегда хотели как лучше?



По проекту палуба не предусматривалась, это был типичный представитель безбронных крейсеров, в свое время наделавших много шума в мире. Другое дело что Россия опять года на 2 запоздала. На ЧФ его предполагали использовать как крейсер-посыльное судно при эскадре броненосцев (для сообщения с берегом и другими кораблями, а так же для разведки).
Если посмотреть весовую раскладку забавно получается:
Корпус - 1360т - 45%
Котлы и главная машина - 460т - 15,1%
Артиллерия - 120т - 3,9%
Запас угля нормальный - 300т - 9,8%
Запас угля полный - 1000т

И еще одно маленькое уточнение, чем считать "Ярославль" крейсером или пакетботом (статья из Судостроения про корвет типа "Витязь"):
"Несмотря на достаточно четко сформулированные исходные данные задания и проведенный опрос корабельных инженеров проект корабля, прежде чем воплотится в металле, претерпел ряд радикальных переделок, что объяснялось объяснялось усилившейся в России инфляцией и связанными с этим значительными переменами к худшему в Морском министерстве. Аналогами нового типа "крейсера 2 класса с мелкой артиллерией, скоростью до 15 уз и большим запасом топлива" были избраны на заседании Морского технического комитета 10 июня 1882г. русский "Ярославль", греческий "Миаулис" (французской постройки) и английский "Калиопп", имевший броневую палубу над машинами.
Крейсер по образцу "Ярославля" (стальной корпус, обшитый деревом и медью, при водоизмещении 3000т и неполной парусности должен был иметь шесть 152-мм, четыре-шесть 107-мм, шесть пушек Гочкисса, "значительное минное вооружение", запас угля 1000т и горизонтальную паровую машину мощностью 3000л.с."
Т.е. в МТК его просто считали крейсером, что опять же подтверждает таранный форштевень (на торговых пароходах не применялся как вещь не только бесполез, но и вредная, т.к. ухудшает мореходные качества, спонсоны, форсированное дутье (не встречал ни одного грузового парохода той эпохи на котором это штатно предусматривалось).

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ I ранга



Рапорт N: 1570
Корабль: Двенадцать Апостолов
Откуда: Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 16:30. Заголовок: Re:


Алекс пишет:

 цитата:
Запас угля нормальный - 300т - 9,8% Запас угля полный - 1000т


Дальность плавания планировали 30 сут с 14 уз. - с полным запасом?
Мог ли таранный форштевень "французского" образца не ухудшать мореходные качества и служить подобно бульбу?


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Гардемаринъ



Рапорт N: 90
Откуда: Израиль, Ашдод
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.07 20:12. Заголовок: Re:


von Echenbach пишет:

 цитата:
Мог ли таранный форштевень "французского" образца не ухудшать мореходные качества и служить подобно бульбу?

Не мог,бульб должен быть заглублен,не мение 30%осадки.

Делай что должен,и будь что будет Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ I ранга
Лучший исследователь Форума 2006



Рапорт N: 476
Корабль: БКр Адмирал Нахимов
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 00:19. Заголовок: Re:


von Echenbach пишет:

 цитата:
Дальность плавания планировали 30 сут с 14 уз. - с полным запасом?
Мог ли таранный форштевень "французского" образца не ухудшать мореходные качества и служить подобно бульбу?



В качестве ответа на первый вопрос перенес пост об этом корабле, тут ему самое место.
Таран же действительно ухудшает мореходность из-за тенденции прорезать волны. что несколько мешает всхождению на волну.

Ярославль", спущенный на воду в мае 1880г, имел следующие основные элементы и характеристики: длина 90,0, ширина 12,5, средняя осадка 5,1м (кормой 6,0м), проектное водоизмещение 3050т. Благодаря преимущественному применению стали (надводная часть наружной обшивки, настил двойного дна, имевшего высоту 0,9м, верхняя палуба, продольные и поперечные переборки), удалось значительно облегчить корпус - его масса, включая деревянные детали, оборудование, мачты и оснастку, составляла лишь 45% водоизмещения. 460т отводилось на машины и котлы с водой, 120 - на артиллерию с комплектом боезапаса; полный запас угля - 1000т, т.е. почти 30% от водоизмещения. Шесть огнетрубных котлов высокого давления (4,5 ат, толщина корпуса 24мм) и главная паровая трехцилиндровая машина горизонтального типа мощностью 2450 л.с. (форсированная - 2950) обеспечивали при неполной нагрузке скорость 16,5, с половинным запасом угля - 14,5, а полным - 14уз. С этой скоростью корабль мог пройти под парами 6400-6700, а со скоростью 10 уз - 14800 миль.

Проект предусматривал разделение артиллерии на две группы: носовую, включавшую 152мм орудия для ведения огня при погоне (центральное располагалось под полубаком и два по бортам, в "полубашнях"-спонсонах, благодаря чему они могли поворачиваться в сторону кормы), и кормовую, предназначенную для стрельбы по приследующему противник; в ее состав входили две 152мм мортиры, установленные на кормовых спонсонах у бизань-мачты, и 203-мм орудие на возвышающейся платформе, что позволяло вести круговой обстрел. Для всех орудий предусматривались соответствующие подкрепления корпуса.
Пароход "ярославль", предназначавшийся для сугубо военных целей и имевший весьма мощную машину при ограниченных объемах трюмов, не приносил прибыли в период коммерческих рейсов, поэтому его пришлось поставить на консервацию, однако вскоре Морское министерство согласилось купить корабль по контрактной стоимости (немногим более 1млн. рублей). В марте 1882г. крейсер вошел в состав Черноморского флота, а в апреле следующего - получил новое название "Память Меркурия", приняв его от исключавшегося из списков деревянного винтового корвета постройки 1865г.

На крейсере установили менее тяжелую, чем предусматривалось проектом, но более скорострельную артиллерию: шесть 152-мм дальнобойных 28-калиберных и четыре 107-мм орудия на поворотных станках, 44-мм скорострельную пушку системы Энгстрема, две 37-мм револьверные пушки Гочкисса и 25,4-мм картечницу Пальмкранца. Минно-торпедное вооружение включало четыре поворотных однотрубных аппарата, установленных на станках, подобным орудийным, и до 180 мин заграждения, хранившихся в переоборудованных трюмах.


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ 1 ранга, флагъ-офицеръ




Рапорт N: 1926
Корабль: Кр 1р Баянъ
Откуда: Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 11:38. Заголовок: Re:


von Echenbach пишет:

 цитата:
Мог ли таранный форштевень "французского" образца не ухудшать мореходные качества и служить подобно бульбу?



Чего все привязались к этому бульбу?
У таранного форштевня свои достоинства - как и свои недостаки. В том числе и относительно мореходности. Но это не делает его бульбом.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ I ранга



Рапорт N: 1571
Корабль: Двенадцать Апостолов
Откуда: Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 14:26. Заголовок: Re:


Алекс пишет:

 цитата:
14уз. С этой скоростью корабль мог пройти под парами 6400-6700, а со скоростью 10 уз - 14800 миль.

...со скоростью 10 уз - 14800 миль - и что ему в ЧМ делать? Пусть даже и на 1/3 от полного запаса узгя загрузят, будет давать 16 уз., для ЧМ в роли посыльных судов вполне МКР подходят. А по ТТЭ вполне подходит к Всп.КР поздних времён и к "Европам" с "Адм. Корниловым" и пр.
kimsky пишет:

 цитата:
Чего все привязались к этому бульбу?

Так ведь хочется верить в гениальную интуицию франц. корабелов.


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ 1 ранга, флагъ-офицеръ




Рапорт N: 1927
Корабль: Кр 1р Баянъ
Откуда: Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 15:43. Заголовок: Re:


von Echenbach пишет:

 цитата:
Так ведь хочется верить в гениальную интуицию франц. корабелов.



У французских "шнобелей" есть вполне понятное объяснение. К бульбу оно отношения не имеет. Как и к подводным крыльям или редану.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ I ранга



Рапорт N: 1573
Корабль: Двенадцать Апостолов
Откуда: Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 17:18. Заголовок: Re:


kimsky пишет:

 цитата:
есть вполне понятное объяснение

Для меня это всегда было загадкой.
С одной стороны, вероятно - Д. Де Лом и его последователи увлекались таранами в небольшой степени. С другой - завал бортов (и появление спонсонов в какой-то мере - тяжелые орудия/вес) потребовали увеличения запасов пловучести, которую кораблям с "французскими формами" и попытались дать, наиболее ярко в проектах БРКР - де-Бюсси и Тибодье, а также "ранних" БРПК.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ I ранга
Лучший исследователь Форума 2006



Рапорт N: 478
Корабль: БКр Адмирал Нахимов
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 19:20. Заголовок: Re:


von Echenbach пишет:

 цитата:
со скоростью 10 уз - 14800 миль - и что ему в ЧМ делать? Пусть даже и на 1/3 от полного запаса узгя загрузят, будет давать 16 уз., для ЧМ в роли посыльных судов вполне МКР подходят. А по ТТЭ вполне подходит к Всп.КР поздних времён и к "Европам" с "Адм. Корниловым" и пр.



Так в задании оговаривалась именно дальность полным ходом. Подразумевалось, что посыльное судно должно быстро передавать нужную информацию, ведь радио еще нет...

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ I ранга



Рапорт N: 1581
Корабль: Двенадцать Апостолов
Откуда: Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 20:52. Заголовок: Re:


Алекс пишет:

 цитата:
что посыльное судно должно быстро передавать нужную информацию, ведь радио еще нет...


Даже ещё раньше у фр. и ит. посыльные суда, даже колёсные п/х (далеко до Конвея добираться - какие) были достаточно быстроходными при значительно меньших размерах и приемлемой дальности плавания.
М.б. "изменения к худшему в Мор. мин...." и желание съэкономить привели к переводу ПМ в чм. - ?

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ I ранга
Лучший исследователь Форума 2006



Рапорт N: 482
Корабль: БКр Адмирал Нахимов
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 21:32. Заголовок: Re:


von Echenbach пишет:

 цитата:
М.б. "изменения к худшему в Мор. мин...." и желание съэкономить привели к переводу ПМ в чм. - ?



Да вроде как к совсем худшему она переменилась несколько позже, а в общем когда РИФ жил хорошо. Все время чего-то экономили, все время наоборот получалось дороже. В общем как всегда строили универсальный корабль, ну и получили что-то среднее. Достаточно дорог для чисто посыльного судна, уже не совсем отвечал требованиям предъявляемым к первоклассному крейсеру. Хотя кораблик получился занятный. А минные крейсера для полылок годились плохо, мореходность у них не очень. А для действий у того же Босфора они вообще не годились.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ II ранга



Рапорт N: 344
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 05:20. Заголовок: Re:


Для меня непонятно: с чего вдруг "Ярославль" обозвали пакетботом? Пакетбот (лодка с пакетами) - это почтовое судно. "Ярославль" и по задумке и по факту - это крейсер-войсковой транспорт.
У меня есть по нему интересные материалы, можно будет статью сделать.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Лейтенантъ



Рапорт N: 981
Корабль: миноносец Бесстыжий
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 06:32. Заголовок: Re:


vvy пишет:

 цитата:
Для меня непонятно: с чего вдруг "Ярославль" обозвали пакетботом?



Вероятно с того же, с чего ЭМ-добровольцы обзывали паровыми яхтами. Конспирация однако.

vvy пишет:

 цитата:
У меня есть по нему интересные материалы, можно будет статью сделать.



Было бы очень интересно.

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала
Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ I ранга
Лучший исследователь Форума 2006



Рапорт N: 483
Корабль: БКр Адмирал Нахимов
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 08:40. Заголовок: Re:


vvy пишет:

 цитата:
У меня есть по нему интересные материалы, можно будет статью сделать



Если сделаете, то это будгт прекрасно. Про этот корабль слишком мало известно. Заранее огромное спасибо.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ I ранга



Рапорт N: 1586
Корабль: Двенадцать Апостолов
Откуда: Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 12:05. Заголовок: Re:


Алекс пишет:

 цитата:
А минные крейсера для полылок годились плохо, мореходность у них не очень. А для действий у того же Босфора они вообще не годились.

И создать мореходное посыльное судно не смогли или не стали, обошлись паллиативом. КЛ т. "Кубанец" появились позднее и не были быстроходными. А ПМ вполне смотрится "представительским" кораблем-стационером или учебным (каковым и был).

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Лейтенантъ



Рапорт N: 987
Корабль: миноносец Бесстыжий
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 12:34. Заголовок: Re:


von Echenbach пишет:

 цитата:
И создать мореходное посыльное судно не смогли или не стали, обошлись паллиативом.



У Черноморского флота вообще был самобытный путь развития - из-за его босфорско-антитурецкой направленности. И с крейсерами там было туго. Вероятно оттого, что при штурме Босфора они не нужны, а рассекать на коммуникациях особо не требовалось.

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала
Спасибо: 0 
Личное дело Цитата



Рапорт N: 4
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 13:19. Заголовок: Re:


Насколько я понимаю, к моменту вступления это был самый крупный корабль ЧФ (ЕкатеринуII Чесму и Синоп только заложат только спустя 1,5 года, "поповки" при всей их оригинальности были скорее плавучими фортами, чем короблями). В то же время "пароходы активной обороны" дстаточно неплохо показали себя в только что закончившейся войне. Верфи были слабыми. А "Память Меркурия" строился официально как пакетбот, к тому же по заказу не морского министерства,А Доброфлота. Вот его и перевели на Черное мроре, благо имелась такая вощможность

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата



Рапорт N: 5
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 13:33. Заголовок: Re:


меня интересует вот какой вопрос: если верить Энциклопедии кораблей РИФа Тараса А. Е. то 1.02.1892 "Память Меркурия" отнесли к крейсерам I ранга. Он оставался им до конца своей службы или как "Адмирал Корнилов" перечислен во II ранг? И как он официально классифицировался при вступлении в строй?

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ I ранга
Лучший исследователь Форума 2006



Рапорт N: 484
Корабль: БКр Адмирал Нахимов
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 19:39. Заголовок: Re:


Rex пишет:

 цитата:
Энциклопедии кораблей РИФа Тараса А. Е. то 1.02.1892 "Память Меркурия" отнесли к крейсерам I ранга.



Незнаю, но с 1882г вроде, если судить по отрывку из статьи об этом корабле из "Судостроения", он был крейсером 2-го ранга.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Гардемаринъ


Рапорт N: 92
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.07 01:15. Заголовок: Re:


Алекс пишет:

 цитата:
Незнаю, но с 1882г вроде, если судить по отрывку из статьи об этом корабле из "Судостроения", он был крейсером 2-го ранга.


ЕМНИП до 1.2.1892 не было крейсеров ни 1-го, ни 2-го рангов... ПМ, согласно Бережному, с 1892 до исключения числился в 1-м ранге...

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ II ранга



Рапорт N: 346
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.07 05:51. Заголовок: Re:


Rex пишет:

 цитата:
А "Память Меркурия" строился официально как пакетбот


"Ярославль" официально строился как крейсер. Слово "пакетбот" ни в одном документе связанным с этим судном не упоминается.

Алекс пишет:

 цитата:
но с 1882г вроде, если судить по отрывку из статьи об этом корабле из "Судостроения", он был крейсером 2-го ранга.



С 1882 г. он был просто крейсером, с 1892 г. - крейсером I ранга, с 1903 г. - крейсером II ранга.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ II ранга



Рапорт N: 347
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.07 05:57. Заголовок: Re:


Rex пишет:

 цитата:
Вот его и перевели на Черное мроре, благо имелась такая вощможность


А других вариантов дислокации не было в принципе - все суда Добровольного флота приписывались к Одесскому торговому порту.
Что касается возможности, то она была не стопроцентная - турки пытались помешать проходу "Ярославля" через проливы и только решительность Валицкого, заявившего, что если в течение суток разрешение не будет получено, он пройдет Босфор без оного, позволила крейсеру войти в Черное море.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ II ранга



Рапорт N: 348
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 06:24. Заголовок: Re:


keu пишет:

 цитата:
Вероятно с того же, с чего ЭМ-добровольцы обзывали паровыми яхтами. Конспирация однако.


Не было никакой конспирации. В контракте прямо сказано: строим крейсер.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Лейтенантъ



Рапорт N: 1013
Корабль: миноносец Бесстыжий
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 07:43. Заголовок: Re:


vvy пишет:

 цитата:
Не было никакой конспирации. В контракте прямо сказано: строим крейсер.



Так то в контракте, а то для публики. И для турок. Крейсер-то они не пропустят, а пакетбот должны.

Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала
Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Лейтенантъ




Рапорт N: 214
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.07 11:07. Заголовок: Re:


А вот, собственно, и он сам - отважный пакетбот "Память Меркурия".
(Из того, что под руку попалось...)



Да, шучу я, шучу! (про пакетбот...)



Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 23
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100