Форум РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
Форум РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается



АвторСообщение
Капитанъ 2 ранга


Рапорт N: 38
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.06 14:38. Заголовок: Флоты России и Японии перед РЯВ - Точка отсчета


Здравия желаю!
Пролистывая старые столичные газеты, наткнулся на статью марта 1898 года.
Статья показалась мне примечательной тем, что, характеризует некую «точку отсчета» в подготовке флотов России и Японии к войне.
Не смотря на то, что написана она была не флотским офицером. (Но, возможно, и благодаря именно этому).
Рискую выложить ее довольно объемистый текст. Буду рад, если статья покажется интересной и «кают-компании» (и комментариям по ее поводу).
С уважением, БДС.

БОЕВЫЯ СИЛЫ ЯПОНИИ. I.
«Я ждал, что кто-нибудь из специалистов, побывавших в Японии, ознакомит нас с состоянием флота и армии наших предполагаемых врагов, но специалисты покамест молчат. А молчание специалистов разрешает мне, " вольному", как говорят вестовые, рассказать то, что я узнал о японском флоте и армии за двукратное пребывание мое в Японии, летом и осенью прошлаго года. Если передаваемые иною факты недостаточны или неверны, пусть их дополнят или исправят те, от кого русское общество в праве ожидать вескаго слова по этому вопросу.
По моему мнению, оценивая флот, надо прежде всего говорить о людях, а потом о машинах, которыми управляют люди для передвижения или для разрушения машины противника. О духе японского флота трудно судить по его истории, потому что в войне с Китаем японцам приходилось главным образом сражаться с китайскими судами, покинутыми их командою. Один русский специалист по морской тактике (лейт. Кладо) называл морские лавры Японии в войне с Китаем "дешевыми лаврами", и я с удовольствием присоединяюсь к его мнению. Поэтому поищем другого мерила для оценки личного состава японского флота.
Японские матросы набираются из рыбаков и матросов коммерческих судов. Само островное положение Японии обусловливает наличность морских качеств у прибрежного населения и, судя по малому проценту наказаний во флоте, можно думать, что дисциплина в нем удовлетворительная. Знатоки японского коммерческого флота, напротив, жалуются на отсутствие в нем дисциплины. Проступки команды коммерческого судна против капитана не судятся в Японии по особому закону, а считаются обычными нарушениями тишины или оскорблениями и рассматриваются как соответствующие проступки на суше. Пользуясь этим, японская команда всячески выводит из себя иностранных капитанов, из моей же практики я вынес заключение, что капитаны-японцы очень мирно живут со своею командой; но только на пароходах, управляемых японцами, царит полный беспорядок, иногда бывают случаи в роде потери якоря, на палубе и в каютах царствует грязь и т.п. Тут, очевидно, и капитаны, и команды стоят на одинаковой высоте морской службы.
Но я убежден, что в военном флоте управление будет хорошее, потому что японцы патриотичны до-нельзя, начиная с почтальона и кончая министром. Они понимают, что значит служба отечеству, осознают, что всякий матрос, всякий солдат есть необходимое звено в длинной цепи умственных, волевых и физических усилий, из которых слагается победа. Им не достает одного - уменья комбинировать средства; европейская выучка не вошла им в плоть и кровь, они знают ее, как знает свой урок ученик-зубрило. Я сомневаюсь, чтобы в неожиданностях боя японцы выказали много сообразительности. Таково мнение специалистов о последних японских маневрах. Нижних чинов в японском флоте 13.214 чел., из них кондукторов 387, унтер-офицеров - 2.145 и матросов - 10.682.
Флотские офицеры в Японии выпускаются из морского корпуса Imperial Naval College, находящегося на островке Эгаджима, около Куре, на северном берегу Внутренняго моря. Ежегодный выпуск состоит из 30 человек, но теперь корпус расширяется и через три года выпуск будет состоять свыше, чем из ста человек. Механики флота выпускаются из механического училища, находящегося в Iокоске, при тамошнем арсенале и верфи, в числе 25-30 человек ежегодно. Курс механической школы расширяется и через два года он будет четырехлетним. Для изучения высших морских наук в Токио есть морская академия и артиллерийская и минная школы. Японское морское ведомство посылает в большом количестве за границу не только своих корабельных и других инженеров, но и мастеровых и указателей, чему не лишним было бы поучиться у японцев и другим народам. Еще недавно, японские офицеры плавали на судах нашей Тихоокеанской эскадры. Проникнуть на японское военное судно довольно трудно. Японские офицеры получают ничтожное жалованье, а потому и не могут участвовать в морской жизни иностранных кают-компаний. Русские офицеры, бывавшие у своих прежних японских сослуживцев, рассказывали мне, что на японских судах они заметили несколько практических приспособлений, не лишенных остроумия. Напр., у нас пожарные рукава по длине разсчитаны на известную часть судна, а у них каждый такой рукав хватает и до того и другого конца и т.п.
В японском флоте офицеров всех специальностей 1.206 человек, из них флотских 678 и 161 механик. Весь состав офицеров расписан по судам, так что сухопутные флотские совсем отсутствуют в Японии. Практическая эскадра, состоящая из 5-6 лучших судов, плавает круглый год за границей. Сигнализация во флоте семафорная, которой у нас еще нет. В прошлом году в Японии были двухсторонние морские маневры для разрешения вопроса о возможности для неприятельской эскадры прорваться через пролив Бунго, южный проход во Внутреннее море, с целью форсировать с обеих сторон Симоносекский пролив, т.е. северный проход в то же море. Маневры были ведены удовлетворительно.
В Японии есть три первоклассных военных порта: Iокоска, построенный французским инженером Верни в 1871 году и находящийся в Токийском заливе; Куре, во Внутреннем море, около города Хиросимы, и Сасебо, в заливе Омура, около Нагасаки. Второкассных порта два: Такесики на острове Тсусима и еще не достроенный Майзуру на Японском море, в 450 милях от Владивостока.
Порт Iокоска считается превосходным даже в европейском смысле. В нем три сухих дока, два эллинга (верфи) для постройки больших судов и несколько меньших для постройки миноносок. Там построен уже один быстроходный крейсер и прошлой осенью строились броненосец в 15.000 тонн и крейсер в 9.000 тонн. Японское правительство не жалеет средств для развития iокосского арсенала. В нем строят теперь новый док в 735 футов и расширяют мастерские. В числе главных мастеров Iокоски есть несколько учеников русских плотников, которые строили в Тоде вторую "Палладу". Историк японского флота Хитоми Ичитаро говорит по этому поводу: "Несчастье русских было благом для Японии. Япония изучила на практике искусство, которое они никак не могли узнать. Многие из присланных в помощь русским японских рабочих стали людьми самыми полезными для флота Сегуна, а некоторые из них занимают теперь важную должность в арсенале Iокоски".
Куре моложе, но не менее важен, чем Iокоска; его начали строить в 1886 году и окончили в 1895 г. Правда, из двух его доков один дал трещину, а другой не окончен, но зато в этом арсенале есть хороший орудийный завод, который делает скорострельные пушки 12-15 ст. и в нем предполагают строить минные суда. В мое время там строилось посыльное судно "Мiуеко". Сасебо представляет собой обширное складочное место для всего хозяйства японского флота. Там помещаются склады угля, провизии и запасов. Сюда заходили во время войны зафрахтованные правительством транспорты. В Сасебо есть сухой док в 430 ф.
Из портов второклассных, Такесики, на Тсусиме, предназначен против Кореи. В нем помещается минная дивизия. Для ее надобностей имеются небольшие мастерские и маленький пловучий док. Вход в бухту защищен береговыми укреплениями; с прошлого года начали строить еще несколько батарей для защиты входа. Майзуру же строится только с прошлого года, специально против Владивостока. Японское правительство предполагает построить еще один порт, Омикато, в заливе Аомори, на С. Ниппона. Прежде хотели строить порт в Мороране, на острове Iезо, недалеко от Хакодате, но теперь идея эта оставлена. Все порты сильно укреплены. Кроме того, сильно укреплен вход в Токийский залив и Симоносекский пролив и начаты укрепления Нагасаки и Хакодате. Предположено также укрепить Саеки при входе в пролив Бунго.
Таким образом мы видим, что японский флот имеет возможность легко набирать матросов, что состав офицеров достаточен и хорошо образован, как на родине, так и за границей, и что в разных углах страны есть военные гавани, с мастерскими и арсеналами, где могут весьма удобно чиниться выбитыя из строя суда.
Перейдем теперь к самому флоту. К 1-му сентября прошлого года он состоял из 43 судов, в числе которых было 3 эскадренных броненосца в 12.649, 12.517 и 7.335 тонн, один броненосный фрегат, два броненосных корвета, один броненосный крейсер в 2.439 тонн, 12 крейсеров с броневою палубою, 2 крейсера без броневой палубы, один минный крейсер, одно посыльное судно, 6 шлюпов, 14 канонерских лодок и деревянный корвет. Японский флот, по качеству судов, можно разделить на две категории: на действующий флот и на флот береговой обороны. За исключением двух броненосных корветов, 6 шлюпов, 14 канонерок и деревянного корвета, все остальные суда японского флота можно отнести к первой категории, так как самое старое из них построено только в 1886 году; ход у них быстрый, от 15 до 22 1/2 узлов, при чем пятнадцатиузловым ходом обладают тольк крейсера "Takao" и "Saien", а все остальные 16 узлов и более, лучшие же ходоки, как "Ioshino", "Akitzuri", "Chiyodo" - от 19 до 22 1/2 узлов. Артиллерия на всех этих судах скорострельная и капитальный ремонт закончен весною 1896 года.
Эти двадцать судов первой категории имеют 82.025 тонн водоизмещения и вооружены 478 пушками, из коих 431 скорострельная. Скорострельные орудия распределяются так: большого калибра 129, малого калибра 302.
Суда второй категории имеют общее водоизмещение 22.293 тонны, ход не свыше 12 узлов, вооружены крупповской не скорострельною артиллерией и число скорострельных орудий малого калибра незначительно. Из числа этих 23 судов шлюпы "Katzugari", "Musatsi" и "Jamoto" при водоизмещении 1.502 тонны решено вооружить скорострельною артиллерией и к перевооружению "Jamoto" уже приступлено. Канонерские лодки не имеют, по словам специалистов, серьезного боевого значения, за исключением "Oshima", так как они вооружены слабо и имеют ход меньше 10 узлов.
Миноносный японский флот состоит из двух контр-миноносцев свыше ста тонн, 4-х миноносцев от 79 до 85 т., 18 миноносцев от 53 до 65 тонн, 45 миноносок в 40 тонн. Последние миноноски утратили ход и надо считаться только с 22 миноносцами, которые в исправности. Они разделены на 4 отряда, по четырем портам.
В 1895 году была выработана судостроительная программа на десять лет. По этой программе предположено построить 119 судов, водоизмещением 155.780 тонн, при чем четыре эскадренных броненосца, по 15.140 тонн каждый. Исполнение этой программы будет стоить 193 миллиона иен или рублей, считая постройку, боевое вооружение и запасы. Из числа 119-ти судов, проектированных по програме, 47 судов уже строятся в Англии, Германии, Франции и Америке, а 12 миноносцев III класса - в самой Японии.
Таковы главные данные об японском флоте. Он не может действовать один против сухопутного врага, поэтому нам следует хотя поверхностно ознакомиться с транспортным флотом Японии, с десантом, который будет переброшен на неприятельскую территорию, с укреплениями, которые должны препятствовать высадке неприятеля в Японию и с железными дорогами, которые позволяют японцам передвигать свои силы из конца в конец страны. Тогда для нас, штатских людей, будет хоть приблизительно ясно, как Япония должна воевать.
Сигма.»



Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Ответов - 2 [только новые]


Капитанъ I ранга



Рапорт N: 454
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.06 18:31. Заголовок: Re:


Во время напечатания статьи, она могла быть принята за "страшилку", написанную "непрофессионалом" не имеющим и политического веса, посему абсолютно проигнорирована. Вместе с тем нельзя отрицать влияние печати того времени - какая газета? И было ли продолжение по состоянию торг. флота и соотношению грузоперевозок? И возможнная оценка союзников Японии?
Псевдоним "Сигма" - кто? Автор явно владеет современной информацией по делам флота.


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Капитанъ 2 ранга


Рапорт N: 39
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.06 19:52. Заголовок: Re:


von Echenbach пишет:

 цитата:
какая газета?



Ссылка:
Сигма. БОЕВЫЯ СИЛЫ ЯПОНИИ. I. / СПб., Новое Время, 5-го (17-го) марта 1898 г., - № 7909, с.2.

von Echenbach пишет:

 цитата:
И было ли продолжение по состоянию торг. флота и соотношению грузоперевозок?



Было:
Сигма. БОЕВЫЯ СИЛЫ ЯПОНИИ. II. / СПб., Новое Время, 6-го (18-го) марта 1898 г., - № 7910, с.2.
Но из нее подробных выписок не делал. Только:
«…

(Транспортный флот, железные дороги)...
( «...о высадке японцев Сеул узнает только тогда, когда они будут под его стенами».
Сигма.)

von Echenbach пишет:

 цитата:
Псевдоним "Сигма" - кто?



Официально (По "Брокгаузу", "Половцову"):
"Сыромятников Сергей Николаевич — журналист, род. в СПб. в 1860 г. Учился в С.-Петерб. университете; в 1887 г. исключен оттуда и выслан из СПб. за то, что был библиотекарем "Студенческого научно-литературного общества". В 1888 г. выдержал экзамен на степень кандидата прав. В 1897 г. ездил на Восток при посольстве кн. Э. Э. Ухтомского, путешествовал по Китаю, Японии, Корее, Приморской и Амурской областям и через Америку возвратился в Россию. В 1898 г. был командирован в Корею; из урочища Новокиевского проехал в Сеул верхом, обследовал Чембоксанский хребет Сев.-Вост. Кореи и делал маршрутные съемки. В 1900 г. был командирован на берега Персидского залива. Писать начал в 1888 г. в "Неделе", где с 1891 по 1893 г. составлял обозрения иностранной жизни. В 1893 г. перешел в "Новое время", где сначала печатал рассказы под псевдонимом "Сергей Норманский", а затем стал помещать воскресные фельетоны и статьи по вопросам общественным, литературным и художественным под псевдонимом "Сигма". Помещал также статьи в "Пантеоне литературы", "Живой старине", "Историческом вестнике", "Варшавском дневнике", "Кавказе", "СПб. ведомостях", "Ниве", порт-артурском "Новом крае", "Cosmopolis" (с янв. по апрель 1897 г. состоял редактором русского отдела этого журнала), "Daily Graphic" и "Washington Post". Отдельно напеч.: "Сага об Эйрике Красном" (СПб., 1 8 90), "Оттуда. Рассказы Сергея Норманского" (СПб., 1895) и "Петербургские негативы" (СПб., 1900). ...".

von Echenbach пишет:

 цитата:
Автор явно владеет современной информацией по делам флота.



Это точно. Т.к. (неофициально) СНС занимался "разведовательной" деятельностью за рубежом и выполнением тайных ("не для оглашения") дипломатических поручений. Это и заставило меня заняться выяснением подробностей "странных путешествий и командировок "Сигмы"" (деда).
С уважением, БДС.


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 47
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 82 месте в рейтинге
Текстовая версия

© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100