|
Отправлено: 06.05.05 07:54. Заголовок:
Всем привет, для blex Из книги - И. Бунич Долгая дорога на Голгофу Москва, Яуза, 2004 г. Фрагмент стр. 360 - 368 Кап. 1 ранга К. К. Клапье де Колонг, Эстония Цусима Дни 14/27 и 15/28 мая вызывают потребность молитвенно помянуть всех погибших в бою с японским фло-том на судах эскадры вице-адмирала Рожественского у острова Цусима — убитых, раненых и уцелевших, доблестно разделивших участь своих кораблей, пойдя на них ко дну Корейского пролива. В конце апреля 1905 года 2-я эскадра Тихого океана, следуя с последней стоянки в бухту Ван-Фонг — французского Индо-Китая — к Корейскому проливу, соединилась в Китайском море с отрядом Контр-адмирала Небогатова. 10 мая скончался на «Ослябя» контр-адмирал Фелькерзам, начальник 2-го броненосного отряда; флаг его не был спущен, о смерти его не оповещалось по эскадре. Тело адмирала — первой жертвы Цусимского боя, — запаянное в металлический гроб судовой работы, пошло ко дну с броненосцем «Ослябя». 11 мая у Седельных островов отослали все транспорты под коммерческим флагом. Разгруженные — в Сайгон, а с запасами — в Шанхай. Чтобы пройти Корейский пролив 13 мая днем, надо было держать сутки двенадцатиузловый эскадренный ход; это было очень желательно, так как условия погоды (пасмурность, свежий ветер и волнение) были луч-шим нашим союзником для прохода Корейским проливом. К сожалению, держать такой ход не могли и этим надеждам не суждено было оправдаться. Эскадренный ход с девяти узлов увеличили до десяти с расчетом к 14 мая подойти к Корейскому проливу. В день 13 мая, при все той же погоде, адмирал производил эскадренные эволюции специально для обуче-ния отряда контр-адмирала Небогатова. К вечеру 13 мая погода стала улучшаться. На кораблях отслужили всенощную. Ужин и чай у адмирала прошли в напряженном состоянии. Около девяти часов вечера наши аппараты беспроволочного телеграфа стали принимать слабые, отдален-ные переговоры двух районов. Следовавший с эскадрой вспомогательный крейсер «Урал», снабженный самым мощным аппаратом бес-проволочного телеграфа,— специально предназначался прекращать всякие переговоры на значительном рас-стоянии разрядами своих мощных волн, но не Утром 14 мая эскадра шла в строю двух кильватерных колонн. Транспорты «Анадырь», «Иртыш», «Камчатка», «Корея» и буксирные пароходы «Русь» и «Свирь» шли меж-ду боевыми судами («Анадырь», равнялся с «Олегом» и «Ослябя», «Свирь» и «Русь» шли по обе стороны «Анадыря»). Миноносцы «Бедовый» и «Быстрый» шли слева за «Суворовым», «Буйный» и «Бравый» — за «Николаем», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Грозный» и «Громкий» шли в кильватерной колонне между крейсерами и транспортами. «Жемчуг» и «Изумруд», имея инструкцию отводить от эскадры встречные коммерческие суда, шли: первый на четыре румба вправо от курса и в четырех кабельтовых от «Суворова»; второй в таком же положении слева от « Николая ». В случае появления неприятеля миноносцы «Бедовый» и «Быстрый» имели инструкцию перейти в кильватер «Жемчугу», «Буйный» и «Бравый» — в кильватер «Изум-руду». С рассветом разведочный отряд «Светлана», «Алмаз» и «Урал», находившийся впереди эскадры, по-вернул влево, согласно ранее полученным приказаниям, расположился сзади эскадры. Курс эскадры N0-60° истинный на середину пролива между Цусимой и Японским берегом; ветер 3—4 балла; солнечный день, но мгла сокращает горизонт до семи-восьми миль. Эскадренный ход девять узлов. В 6 час. 45 мин. утра справа позади траверза показался во мгле силуэт военного корабля в расстоянии око-ло восьми миль, затем скрылся, но спустя немного времени опять появился в той же стороне и продолжал ид-ти с эскадрой до начала боя, в расстоянии от пятидесяти до семидесяти кабельтовых. Броненосцам было при-казано иметь наведенной одну 12-дюймовую башню на этот корабль, оказавшийся японским крейсером «Ид-зуми». В 9 час. 45 мин. утра показались из мглы японские старые крейсеры: «Мацусима», «Чин-Иен», «Хасида-те», «Ицукусима» и «Акицусима» в строе кильватера и повернули на наш курс в левом траверзе с расстояни-ем около восьмидесяти кабельтовых. В 9 час. 50 мин. головной неприятельский крейсер лег на обратный курс и затем тотчас же повернул опять на параллельный с нами курс. Расстояние сократилось до пятидесяти — шестидесяти кабельтовых, первый и второй броненосные отряда дали одиннадцать узлов ходу, чтобы выстроить одну кильватерную колонну с третьим броненосным отрядом, который продолжал идти со скоростью 9 узлов. В 10 часов неприятельские крейсеры начали склоняться влево и удаляться, оставаясь едва видимыми в би-нокль на левом крамболе. «Мономаху» и «Донскому» был поднят сигнал: «Быть справа от транспортов». В 10 час. 20 мин. справа по носу показался пароход, идущий на пересечку курса. В 10 час. 30 мин. «Жемчуг» вышел вперед и отвел пароход в сторону, сделав один выстрел ему под нос; затем вернулся на место и поднял сигнал: пароход японский. В 10 час. 45 мин. подняли сигнал: «Тревога». В 10 час. 50 мин. на N0-20° показались миноносцы. В 11 час. 05 мин. на левом траверзе показались: «Читозе», «Кассаги», «Нийтака», «Цусима». Первый и второй броненосные отряды повернули на два рум-ба влево вдруг. В 11 час. 20 мин. с броненосца «Орел» сделали выстрел по неприятельским крейсерам, после чего 3-й бро-неносный отряд открыл по ним редкий огонь. Расстояние около 50-40 каб. «Суворов» тоже сделал несколько выстрелов. «Изумруд» перешел по носу на правую сторону к «Жемчугу». Первый отряд миноносцев перешел к «Жемчугу» и «Изумруду». Японцы повернули вдруг на несколько румбов влево. Неприятель, удаляясь, сде-лал несколько выстрелов по «Суворову» и «Ослябя». Один снаряд упал на 1/2 каб. от левого борта «Суворова» против передней 6-дюймовой башни, не разо-рвался. В 11 час. 35 мин. 1-й и 2-й брон. отряды повернули на два румба вдруг. «Жемчугу» приказано держаться на правом траверзе «Орла». В 11 час. 35 мин. старые японские крейсеры повернули последовательно влево и скрылись. В 11 час. 55 мин. «Чиода» и «Чихайя» и четыре миноносца показались на левом траверзе на большом рас-стоянии. В 12 час. 01 мин. четыре миноносца в строе пеленга показались впереди слева; идут на пересечку. В 12 час. 05 мин. эскадра взяла курс N0-22°. В 12 час. 10 мин. легкие японские крейсеры переходят впереди на правую сторону в 40—50 кабельтовых. В 12 час. 25 мин. первый броненосный отряд повернул на восемь румбов последовательно вправо. Дали 11 узлов ходу. В 12 час. 32 мин. первый броненосный отрад повернул на восемь румбов последовательно влево. В 12 час. 37 мин. легкие японские крейсеры выстроились во фронт справа по носу. В 12 час. 45 мин. эскадра идет в строе двух кильватерных колонн: «Ослябя» на левом траверзе «Суворова» в расстоянии около 10 каб. Дали 9 узлов ходу. Команда пообедала по-вахтенно по сигналу. В 1 час 20 мин. легкие японские крейсеры повернули вправо. В 1 час 25 мин. по носу показались: «Микаса», «Си-кисима», «Фудзи», «Асахи», «Ниссин», «Касуга», «Ид-зумо», «Адзума», «Токива», «Якумо», «Асама» и «Ивате». Придя на вид, неприятель в строе кильватера по-следовательно повернул вправо на несколько румбов. Шел большим ходом. В 1 час 30 мин. дали 11 узлов. Первый броненосный отряд повернул последовательно на четыре румба влево, 2-й броненосный отряд начал вступать в кильватер первому. В 1 час 40 мин. «Суворов» повернул на курс N0-23°. В 1 час 49 мин. сделали выстрел с «Суворова» 6-дюймовую башни на 32 кабельтова, — перелет; уменьши-ли расстояние на два кабельтова, эскадра открыла огонь. «Микаса» лег на параллельный курс и открыл огонь минуты через две после нас. Неприятельские корабли, пока строились в одну кильватерную колонну на параллельном курсе, створились по два. В 2 часа расстояние до «Микаса» было 28 кабельтовых. Огонь первого броненосного отряда нашей эскад-ры был сосредоточен главным образом на «Микаса». Неприятель сосредоточил огонь на «Суворове» и «Осля-бя». Сначала неприятельские снаряды давали перелеты по «Суворову», затем стали попадать. Замечены, глав-ным образом, снаряды крупных калибров, фугасные, дававшие большое число осколков. Дым от разрыва — черный (лидит)и ярко-желтый (шимозе); газы удушливы и ядовиты (на «Сисое Великом» оба доктора умерли от отравления газами). На «Суворове» попадания сосредоточились преимущественно около боевой рубки. Ранены флаг-офицеры мичманы князь Церетели и Демчинский. В боевой рубке «Суворова» находились: адмирал — Командующий эскадрой, флаг-капитан, флагманский артиллерист, два старших флаг-офицера: лейтенанты Свербеев и Кржижановский и судовые чины: командир броненосца, старший артиллерист, старший штурман, мичман Шишкин: рулевой кондуктор Зайсунов, руле-вые, дальномерщики, у переговорных труб и телефона. В два часа повернули на два румба вправо. Осколки часто попадали в пролет боевой рубки и выводили из строя находившихся в ней. В другие части судна снаряды также нередко попадали. В каютах Штаба по левому борту начался пожар и осколки перебили какую-то паровую трубу; между кормовыми 6-дюймовыми башнями на верхней палубе выведена вся сиг-нальная прислуга — около двенадцати человек; ранены флаг-офицеры лейтенант Новосильцев и мичман Ка-закевич. В верхней батарейной палубе снаряд попал в перевязочный 20/21 пункт, многие раненые убиты, оторвало руку трюмному механику Кримеру. От временного перевязочного пункта ничего не осталось. Уцелевший доктор перешел вниз в перевязочный пункт, устроенный под броневой палубой. В 2 часа 11 мин. у левой средней 6-дюймовой башни подача производилась уже вручную; левую кормовую 6-дюймовую башню питали подачей из правой кормовой. В боевой рубке разбило левый дальномер; перене-сли правый, который был также немедленно разбит. В 12-дюймовых башнях все было благополучно. В 2 часа 15 мин. повернули на курс N0-23°. Снаряды попадают непрерывно. Доносят о подводной пробои-не у левого подводного аппарата. Ранило в рубке флаг-капитана, старшего артиллериста и мичмана Шишкина. В 2 часа 20 мин. все сигнальные фалы были уже вырваны или сгорели. Лейтенант Редкий доносил, что ле-вая кормовая 6-дюймовая башня не может действовать из-за жары и дыма от пожара; просили изменить курс — в чем пришлось отказать. Японская эскадра начала под носом переходить на правую сторону курса эскад-ры. В 2 часа 25 мин. повернули на четыре румба вправо. В 2 часа 26 мин. осколком ранило адмирала в голову. В это время (около 2 час. 25 мин.) «Суворов» пере-стал слушаться руля и, катясь вправо, повернул на 16 румбов от курса. В рубке ранило лейтенанта Зотова. Начался пожар возле рубки, лейтенант Свербеев вышел для тушения его и был ранен. Остановились часы в рубке. В 2 часа 30 мин. стали приводить корабль на курс машинами; руль оказался на борту, о чем в боевой рубке не было известно. Снесена крыша кормовой 12-дюймовой башни. Горят одновременно ростры с десятью находившимися на них гребными шлюпками, на ют пройти нельзя. В 2 часа 40 мин. осколком ранило командира в голову; он из рубки ушел. Управление машинами идет трудно при помощи машинного телеграфа — все время стопорится одна ма-шина и дается средний или полный ход другой — на ручках лейтенант Богданов. Управлением руководит и распоряжается полковник Филипповский. Перестали действовать артиллерийские указатели. Сообщение с левой машиной по телеграфу, с пра- вой — по переговорной трубе. Сообщение с рулевым отделением прервано. Флаг-офицер лейтенант Кржижановский послан в рулевое отделение поставить руль прямо. Сделаны были попытки флагманским минным офицером лейтенантом Леонтьевым исправить электриче-ское управление рулем, но безуспешно. Появившийся крен на левую сторону остановлен. Около 2 час. 40 мин. адмирал вторично был ранен в но-ги. Когда «Суворов» выходил из строя, эскадра шла в кильватер «Александру III» по курсу около N0. В это время, в 2 часа 40 мин., головной неприятельской эскадры, переходившей по носу на правую сторо-ну, повернул от нас к северу. В три часа, вследствие пожара на рострах, управление из боевой рубки перенесено в центральный пост. Адмирал спустился в центральный пост по трубе, но тотчас же вышел оттуда сначала в левую, а затем в пра-вую 6-дюймовую башню, где была установлена голосовая передача через подбашенное отделение в централь-ный пост, а оттуда в машину. Вместе с адмиралом спустились в центральный пост флаг-капитан, флагманский штурман и единственный оставшийся в живых нижний чин. В боевой рубке, окруженной огнем, кроме уби-тых, никого не осталось. В 3 часа 15 мин. «Ослябя», вышедший из строя с большим креном, опрокинулся на левый борт и на нос; к нему подошли спасать людей миноносцы «Буйный», «Бравый» и еще один. Около 3 час. 15 мин. наша эскадра подходила к «Суворову» с правого траверза в строе кильватера — го-ловным «Александр III», и с расстояния в 10 кабельтовых замечен ряд попаданий в левую носовую 6-дюймовую башню, в боевую рубку и близ нее, после этого «Александр III» повернул вправо почти на обрат-ный курс и за ним стали ворочать все прочие суда, даже не выдерживая линии кильватера. С уважением Владимир.
|