Мирный советский трактор - 2 http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=display;num=1062596430;start=60 (c)Antrekot
В ноябре 1585 пять кораблей Левантийской компании - "Мерчант Роял", "Тоби",
"Эдвард Бонадвенчер", "Вильям и Джон" (да, да, вы правильно поняли, пропущенная
фамилия обоих - Хоукинс) и "Сюзан" - вышли из Лондона по обычным торговым
делам, направляясь в Средиземное море. Уже на траверзе Сицилии они узнали, что
испанская кампания по приобретению плавсредств (см. "Мирный советский трактор")
более не ограничивается собственно испанскими портами и распространилась на все
воды, куда добирается галерный флот. Обстоятельство это капитанов огорчило -
но не поворачивать же обратно. Тем более, что обратно все равно идти через тот
же самый Гибралтар. Поэтому корабли разделились и пошли в предписанные порты,
назначив точкой рандеву остров Занте у побережья Мореи. Торговля шла споро,
ветра благоприятствовали, все пять кораблей в условленное время собрались у
Занте - чтобы узнать от местных жителей, что их присутствие в бассейне не
прошло незамеченным.
Греки сообщили, что у Геркулесовых Столбов левантийцев ждет эскадра из 30
галер, а еще 20 под командованием Дориа и де Лейва рыщут по бассейну в их
поисках.
Hу что поделаешь... Торговля занятие такое.
Привели корабли в приличный вид. Обговорили порядок движения колонн. Выбрали
адмиралом Эдварда Вилкинсона - капитана "Мерчант Роял". И пошли себе.
И 13 июля на траверзе Панталареи налетели на эскадру де Лейвы - 11 галер и 2
фрегата (*). Англичане остановились, показали цвета и поинтересовались у
подошедшего фрегата, а почему это их, мирных купцов, так встречают посреди
моря? В ответ последовало требование капитанам и представителям компании
немедленно отправиться к де Лейве, ибо их долг - исполнять приказания испанской
короны. В противном случае, сами понимаете. Вилкинсон, естественно, ответил,
что никакого долга перед испанской короной у Левантийской компании нет, а
потому дайте нам следовать нашим курсом, всем спокойнее будет. Воду в ступе
толкли довольно долго. В конце концов, Педро де Лейва понял, что ему просто
морочат голову - и приказал трубить атаку, полагая, что двукратного численного
преимущества ему хватит за глаза.
Это с его стороны было ошибкой. Левантийская компания отличалась паранойей
даже по английским меркам - и уделяла исключительное внимание различным
дипломатическим приспособлениям, а также подготовке личного состава. Корабли
компании отличались от боевых несколько меньшей маневренностью и несколько
большей грузоподъемностью. Капитанов же компания предпочитала нанимать среди
особо успешных каперов. (Впрочем, Вилкинсон выделялся даже на этом фоне и
вскоре стал одним из 6 "мастеров" королевского флота.)
В общем, не то что взять "купцов" на абордаж, но и просто подойти на расстояние
прямого бортового залпа у галер - со всем их численным преимуществом - не
выходило никак. После пяти часов стрельбы, галера адмирала сицилийской части
эскадры, сильно клюя на правый борт, вышла из боя. За ней отвалили еще две
галеры, пострадавшие слишком сильно, чтобы продолжать бой. Мальтийские
продержались несколько дольше, но - тут англичане не были уверены - кажется,
понесли большие потери в людях. Их артиллерийский огонь стал редким и
нерегулярным и, спустя еще полчаса, они тоже отступили.
Английские потери - двое убитых, пятеро раненых.
Совет капитанов компании решил, что им, как людям торговым, преследовать
противника невместно, тем более, что выгоды от того никакой - ну зачем им
боевые галеры и как прикажете их тащить домой через Бискайский залив?
Предложение продать галеры алжирскому дею было провалено четырьмя голосами
против одного за сугубый идеализм оного.
Поэтому они пошли своим курсом до Алжира, купили там провизии и свежей воды - и
несколько нервно двинулись в сторону пролива. 30 все-таки не 11...
Hо тут климат в который раз решительно заявил о своем протестантизме. В
проливе стоял такой туман, что, по словам Филиппа Джонса, за сорок шагов ничего
нельзя было различить. Вдобавок, задул сильный восточный ветер - так что
"левантийцы" просто проскочили пролив и галеры заметили их только когда те были
уже милях в трех на той стороне. Галерный флот еще какое-то время гнался за
ними и палил по чему ни попадя - но открытое море есть открытое море. Впрочем,
4 года спустя в том же проливе этот галерный флот уже несколько других
левантийцев все-таки догнал. Больше такие попытки не предпринимались.
(*) фрегатами тогда называли легкие быстроходные парусные суда, обычно
выполнявшие курьерские или полицейские функции.