- ЯПОНСКИЕ И КИТАЙСКИЕ ФЛОТЫ В ПОСЛЕДНЮЮ КИТАЙСКО-ЯПОНСКУЮ ВОЙНУ. (Статья капитана 1-го ранга В.К.Витгефта) - того самого Витгефта vitgeft.zip - 1.09MB Источник: Бриз 1995-06
Для меня - подробности проводки Комета по Севморпути.
Вот с этим согласен. Хотя в качестве "взгляда с той стороны" можно найти и мемуары Айссена. Вторая часть, посвященная непосредственно рейду, написана гораздо хуже и не всегда соответсвует действительности.
Хотя в качестве "взгляда с той стороны" можно найти и мемуары Айссена.
Угу. Предложите алгоритм - как их искать и во что это встанет, включая перевод :) Тем-то статья и ценна, что освещает малоизвестные события (имхо по возможности используя и взгляд с той стороны). Лежали бы эти мемуары Айссена на каждом углу - было бы иначе. (Кстати, Эйссен - это поди англофицированная транскрипция?) Да и взгляд с нашей стороны по понятным причинам - редкость.
Benbow пишет:
цитата:
вторая часть, посвященная непосредственно рейду,
Ну а про рейд как раз материалы встречаются имхо почаще.
Кстати, Эйссен - это поди англофицированная транскрипция?
Так и есть. А по поводу багов... Навскидку - роль "Ориона" в совместном походе отражена так, что не понять, делал он там что-нибудь или просто рядом стоял. И стоял ли он рядом, а может еще где-то был Я завтра "гангуты" на работу принесу, перечитаю. Если Вам интересно - то напишу более развернуто. А насчет мемуаров - Воробьев на них то ссылается, а в списке литературы их нет. Есть только какой-то сборник материалов, может оттуда он их брал.
А насчет мемуаров - Воробьев на них то ссылается, а в списке литературы их нет. Есть только какой-то сборник материалов, может оттуда он их брал.
ИМХО мемуарами он не пользовался (к вопросу о "можно достать"), а применял вторичные источники - того же Стеенсена тоде в списке литературы нет. Ссылки на мемуары в статье нет ни одной (или я уже забыл?), только упоминание об их существовании. Скорее всего, имхо, отдельные выдержки приводятся в тех самых вторичных источниках, и автор их оттуда брал. (с другой стороны не будем забывать, что мемуары часто похожи на сказки Андерсена).
Benbow пишет:
цитата:
Если Вам интересно - то напишу более развернуто.
С одной стороны интересно, а с другой - неловко Вас утруждать...
1. Неверно указаны наименования судов: Rangitane, а не Ragetin, Triona – Treyona, Triadic – Trewydeack. Ну и Вайер, а не Вейер. В принципе это ерунда. 2. Самое главное, как я уже указывал, при описании действия «Дальневосточной эскадры», как назвал свой отряд Айссен, Воробьев вообще не упоминает «Орион». После фразы «Двадцатого октября 1940 года из бухты-укрытия на острове Ламотрек вышли «Комет», замаскированный под японский пароход «Манийо-Мару» и «Кулмерланд», действоваший как разведчик…» и до самого расформирования эскадры нет никакого упоминания, что и «Орион» шел вместе с ними. Вообще, все три судна шли строем фронта, держа расстояние между собой в 25 миль («Кулмерланд» шел посредине), охватывая таким образом полосу не менее 75 миль. Далее, Орион» отличился не меньше чем «Комета», а то и больше. Именно его наблюдатели заметили «Town Alwood» и «Rangitane». По потопленным судам. На совместный счет «Ориона» и «Комета» относят «Holmwood», «Rangitane» и «Triona». У Науру непосредственно «Комет» потопил «Vinni» и «Komata», а «Орион» - «Triadic» и «Tristar». 3. Далее по тексту он пишет, что после того как пропали несколько судов и т.д., то власти Австралии и Новой Зеландии поняли, что война пришла к их берегам. Война туда пришла еще в июне, когда «Орион» 13-го выставил в заливе Хаураки у Окленда большое минное заграждение, на котором 19-го погиб грузопассажирский лайнер «Niagara» (13415 брт). В числе других грузов на дно пошло 8 тонн золота . И затем, до встречи с «Кометом» «Орион» в окрестных водах захватил и потопил еще «Tropic Sea», «Notou», «Turakina» и «Ringwood». 4. Далее по обстрелу Науру. Жесткая реакция Японии (вплоть до того, ччто германским судам будет запрещено базироваться на японские порты) объяснялось еще и тем, что при обстреле погибла очень большая партия фосфатов, уже купленная японской стороной. На сегодня в сети есть очень много материалов, посвященных тихоокеанской эпопее «Комета». Например, очень хороший сайт посвященный гибели «Rangitane», а также полностью весь отчет следственной комиссии по факту гибели судов в ноябре-декабре 1940 г.
5. Описывая действия «Пингвина» Воробьев пишет, что тот захватил две норвежские плавучие китобойные базы с 12 китобойцами, которые затем все благополучно добрались до Европы. Китобойцев было 11, и не все добрались до Европы. “Star” XIX и XXIV, затопили команды 13 марта, когда их перехватил в Атлантике в 350 милях от мыса Финнистер британский шлюп “Scarborough”. Ну а двенадцатым было судно снабжение “Solglimt” (12246 брт), которое из-за его тоннажа китобойцем назвать как-то язык не поворачивается. Далее по действиям «Адъютанта». Никакой новозеландский военный корабль у Веллингтона его не обнаруживал и не атаковывал. Новозеландцы узнали о заграждениях у Литтелтона и Веллингтона только после войны, когда прочитали кригстагебухы "Комета" и "Ориона" В этом году, во 2 номере «Флотомастера» вышла как раз большая статья, посвященная этому самому «Адъютанту». Если память мне не изменяет, она называется «История о трех адъютантах». 6. По «Devon». «Груз оказался малоценным, судно – старым, поэтому команду также взяли в плен, а пароход пустили ко дну». Мда… А куда девались 31 британский офицер и 113 солдат-ласкаров, которые находились на борту? 7. По поводу гибели «Комета». Официальная версия британского Адмиралтейства – рейдер был потоплен торпедой катера МТВ-236 под командованием суб-лейтенанта R.Q.Drayson (RNVR) в 9-ти км к северу от мыса Ла-Хог. Хотя участники боя с обеих сторон, в рапортах предполагали, что гибель корабля вызвал взрыв цистерны с авиационным топливом, подожженной артиллерией британских «хантов». Ну и так просто в тему. Что-то в последнее время зашевелились усякие личности. Я тут пасусь на одном забугорном сайте, так периодически стали появляться кто-то, кому позарез нужны координаты места гибели «Комета». Что-то там ищут…
1. Неверно указаны наименования судов: 2. Самое главное, как я уже указывал, при описании действия «Дальневосточной эскадры», 3. Далее по тексту он пишет, что после того как пропали несколько судов и т.д., то власти Австралии и Новой Зеландии поняли, что война пришла к их берегам. 5. Описывая действия «Пингвина» Воробьев пишет, что тот захватил две норвежские плавучие китобойные базы куда девались 31 британский офицер и 113 солдат-ласкаров, которые находились на борту? 7. По поводу гибели «Комета».
Согласен. Сие есть недочеты. То ли автор пользовался для севморпутской и крейсерской частей разными источниками (или писал в разном настроении :), то ли на севморпутской недочеты просто незаметны из-за ее неизученности. Имхо даже во втором случае статья весьма ценная.
Да в принципе я ничего против этой статьи не имею. Причем она была первой о действиях немецких рейдеров вовремя ВМВ, которую я прочитал. Потом уж была полуфантастическая украинская книжка "QQQ... неизвестное судно приказывает мне остановиться". Теперь уже с этим попроще - вон Полиграф Полиграфович уже слабал Вудворта, две книжки про "Атлантис" и Бреннеке про "Пингвин", а АСТ перевел Слэйвика про того же "Атлантиса".
Наша дискуссия по статье Воробьева о "Komet" вызвала у меня снова интерес к сему шипу. Так вот нашлась еще одна ошибка, которая скорее всего на совести редакции, а не автора - хотя кто их там знает. Фотография "Р.Эйссен вручает матросу Железный крест". Массовое вручение крестов на "Komet" проводилось либо 3 июля 1941 г. (Мюггенталер), либо 9 июля (Вудворт и остальные) и было приурочено к годовщине выхода в море. Айссен к этому времени был контр-адмиралом, а вручает (судя по нашивкам на обшлаге рукава) капитан цур зее. Айссен к тому был... как это сказать правильно... Ага... вот - дородным мужчиной, что не совсем вяжеться с фото. Я не самый боьшой физиономист, но судя по всему на фотографии изображен командир "Atlantis" капитан цур зее Bernhard Rogge, будущий вице-адмирал и самый пропиареный из всех командиров HSK - даже художественный фильм сняли - "Под десятью флагами".
Про ошибку князя Горчакова статья какая-то святочно-сусальная. Ах они нехристи, ах они оболочки дешевые, такое начинание на корню сгубили - и практически ни слова о дипломатической грызне и возможных контрмерах со стороны Англии. Напоминает то, за что любят ругать дедушку Мельникова. По Австралии несколько в стиле книжиц "Знак вопроса" из 1990-х - обязательно какую-нить тайну надо из пальца высосать.
Но т.к. обе темы не слишком заезжены в литературе, ИМХО статьи должны быть интересны.
Фотография "Р.Эйссен вручает матросу Железный крест". Массовое вручение крестов на "Komet" проводилось либо 3 июля 1941 г. (Мюггенталер), либо 9 июля (Вудворт и остальные) и было приурочено к годовщине выхода в море. Айссен к этому времени был контр-адмиралом, а вручает (судя по нашивкам на обшлаге рукава) капитан цур зее. Айссен к тому был... как это сказать правильно... Ага... вот - дородным мужчиной, что не совсем вяжеться с фото. Я не самый боьшой физиономист, но судя по всему на фотографии изображен командир "Atlantis" капитан цур зее Bernhard Rogge, будущий вице-адмирал и самый пропиареный из всех командиров HSK - даже художественный фильм сняли - "Под десятью флагами".
Уважаемый keu
Можете смело вносить изменения в архив. Я на выходных поролся в своих залежах и нашел откуда растут ноги у этой фотографии. Это действительно Рогге и впервые она была опубликована в книге Вудворта "The Secret Raiders" 1955-го года.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 59
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет