Ну чтож, приступим.
ПЛАН МУРАКАМИ - Гроссе Данный план действий мог быть выработан и в реале. Но только при одном условии - во главе русского отряда должен был находиться человек с качествами не уступающеми тому же Мураками. Т.е. это должен быть не только высочайший профессионал своего дела, знаток места будущих боевых действий, тонкий дипломат, но и человек сугубо военный, мыслящий категориями использования всех возможностей для нанесения урона неприятелю, и держащий руку на пульсе событий. Хотя при этом он конечно может быть только человеком своего времени, и не обладающий никаким послезнанием.
Вообщем это должен быть не Руднев, а некий Руднев М (Руднев - Мураками
)
Вместе с тем план этот по определению не может быть изначально четко разработанным. Он может лишь формулироваться и несколько видоизменяться и дополняться по мере изменения и уточнения обстановки. Все это по той же причине - и Руднев М не может обладать послезнанием.
Попробуем проследить возможные этапы создания этого плана.
Начнем с предшествующих событий.
Обстановка реально сложившаяся к концу января 1904 года в Чемульпо была такова, что человек держащий руку на пульсе событий не мог не чувствовать и не замечать приближение и практическую неизбежность войны. Причем здесь это чувствовалось даже больше, чем в ПА.
В качестве примера сошлюсь на другого подходящего кандидата, человека с качествами не уступающими Мураками. Это к2р Кроун, командир Манджура. Он также находился в это время в нейтральном порту, и так же чувствовал приближение и неизбежность войны. И в результате - он действовал. Он предпринимал все возможное чтобы добиться отзыва лодки в Артур. И когда на прямые его просьбы отозвать лодку пришел отказ, Кроун пошел и на хитрость - сообщил что на лодке припасы заканчиваются, а здесь мол их дорого покупать -
отзовите!!! Но увы, и в этом было отказано, припасы было разрешено покупать по дорогой цене...
Но так или иначе - в неизбежности войны Кроун не сомневался.
Были все основания не сомневаться в неизбежности войны и у командира русского стационера в Чемульпо.
Причем эти основания были настолько ярко выраженными, что и сам Мураками реально опасался того, что Варяг под влиянием всего этого может начать действовать и даже нанесет удар первым!!
И вот в такой именно обстановке в ночь на 8 февраля Чиода предельно скрытно и без огней покидает рейд.
Заставить японского командира поступить столь экстравагантным (и весьма опасным в навигационном смысле) образом могло только одно - ВОЙНА!!!
После этого Руднев М уже должен быть уверен на 99% - война неизбежно начнется в ближайшие дни. И он уже должен был как то действовать, во всяком случае он уже должен был начать прорабатывать свой образ действий в случае начала этой войны.
Хотя некоторые домашние заготовки этого у него должны были вырабатываться еще с самого начала стационерной службы (т.е. самостоятельного командования в режиме отдельного плавания).
Ну а уж когда в начале 6-ого часа вечера 8 февраля к Рудневу М приходит Беляев и докладывает что в его лодку фактически стреляли (!!!) японцы, и тому есть десятки свидетелей, то после этого уже ни каких сомнений нет и быть не может. Можно было быть уверенным на 200% что война де-факто уже началась.
В связи с этим конечно необходимо было немедленно собрать совещание и выработать план дальнейших действий.
Обстановка в ходе проведения этого совещания была сложной. Японцы уже начали высаживать десант, а русские корабли стояли под дулами ТА японских миноносцев. И с одной стороны имелись вроде бы основания уже начать мешать японской высадке, но с другой - под дулами лучше было не дергаться. При малейшей попытки начать бряцать оружием, русские корабли могли быть очень быстро утоплены. И с этим фактом необходимо было считаться.
В тоже время был и другой факт - японцы не стреляли!!!
И это несмотря на то, что уже не могло быть ни малейших сомнений в том, что война уже началась. Из этого можно было сделать очевидный вывод - японцы хотят избежать дипломатических осложнений. А отсюда можно было просчитать и возможные японские действия. Если японцы не хотят стрелять на нейтральном рейде, значит они рано или поздно попросят русских покинуть этот рейд.
Существовало 2 диаметрально противоположных образа действий в ответ на эту просьбу:
1) игнорировать и оставаться в Чемульпо,
2) идти на прорыв и прорываться в Артур.
------------------
Мы сейчас не будем сравнивать и решать какой из этих вариантов был предпочтительнее. Оба имеют свои достоинства и недостатки.
Просто в рамках данного плана мы будем рассматривать только 1-ый вариант - продолжать оставаться в Чемульпо.
-------------------
В пользу этого варианта говорит и то, что при прорыве заведомо и неизбежно придется жертвовать Корейцем - у него нет ни малейшего шанса прорваться.
Ну и главное - пункт 6-ой инструкции командиру Варяга гласил: "
Ни в каком случае не уходить из Чемульпо без приказания, которое будет передано тем или иным способом".
Категоричный тон этого пункта говорит о его важности для вышестоящего командования.
Итак, решено оставаться в Чемульпо. Но как?
Если просто стоять на рейде, то этим можно будет только спровоцировать японцев следующей ночью сделать то, что они не делают сейчас - применить "точечный удар" торпедами. Дипломатические последствия этого для японцев будут уже минимальными - никто из нейтралов не пострадает и заведомо пострадать не сможет. А русских вроде как предупреждали...
И вот тут уже должно было начать формироваться то очевидное решение, которое с той же очевидностью пришло и в голову Мураками. Следовало пройти в порт и выброситься на берег у английского консульства.
Это решение в первую очередь обеспечивало главное - возможный выигрыш времени. Стрелять по нейтральному городу и английскому консульству было также недопустимо как и русским (на основании чего строился план Мураками), так и японцам - на основании чего строится и этот план. Эти дополнительные диплломатические трудности скорее всего должны были вызвать меры по их предварительному решению, а на это необходимо время, и немалое. А за это время вполне есть (должна была быть) надежда на то, что придет русская эскадра и вызволит варяжцев из их затруднительного осадного положения.
На это следовало рассчитывать.
Ну и второе.
Если японцы все же наплюют на дипломатические проблемы (а такую возможность тоже нельзя было игнорировать), или русская эскадра все таки не успеет, то только при таком решение можно было избежать быстрого потопления русских кораблей в очень неравном бою. При таком решении - выброске на берег - можно было бы оказывать сопротивление максимально возможное долгое время.
Это альфа и омега предложенного плана. То, что со всей очевидностью демонстрирует преимущества данного образа действий. И Руднев М выбрал бы этот план с той же неизбежностью, что и сам Мураками.
Кроме того, предложенный план содержит в себе и ряд других преимуществ, в том числе и контроль над портом, и это тоже не могло не быть отмечено.
Итак, совещание должно было избрать этот план действий, в остальном пока действовать по обстановке. Ожидать ходов японцев, предприняв конечно возможные меры безопасности (те что и были приняты в реале). И наметить ряд предварительных мер на утро:
1) к утру готовить партию промера внутреннего рейда из Корейца и части плавсредств Варяга.
2) Беляеву и Беренсу продумать план прохода в порт и место выброски на берег. К утру доложить свои соображения.
3) Зарубаеву продумать меры по сооружению импровизированной защиты артиллерии крейсера. К утру доложить.
Сам же Руднев М этим вечером и частично ночью должен был продумывать решение возможных проблем связанных с такой выброской на берег. Проблемы эти в основном были связаны с большим перепадом воды в Чемульпо.
Необходимо было добиться чтобы крейсер:
1) не кренился при отливе
2) не всплывал при приливе
3) наибольшую проблему представляло то, что при отливе могла обнажиться значительная часть подводного борта Варяга. И во время боя японские снаряды имели возможность проскочить под скос бронепалубы крейсера и поразить его жизненные части. И если на протяжении МКО Варяга находились угольные ямы, обеспечивающие достаточно надежную защиту, то погреба крейсера такой защиты не имели.
И если сам Мураками не имел возможности предпринять никаких дополнительных мер для решения всех этих проблем, и ему приходилось мириться с этими недостатками плана (которые все равно не перевешивали достоинств), то у Руднева М такая возможность была!
Размышляя над всеми этими проблемами в совокупности, Руднев М не мог не вспомнить о Сунгари.
---------------------
Вообще использование комерческих пароходов для создания бруствера была вполне в ходу, и вполне могла прийти в голову человеку того времени. Чуть позже сходную идею реализовал и Макаров, затапливая пароходы на внешнем рейде, и швартуя затем к ним крейсера.
---------------------
Неизбежно пришла бы аналогичная идея и в голову Руднева М. Собственно иного выхода и не было. Если затопить Сунгари у борта Варяга, то длины этого парохода вполне хватит, чтобы прикрыть своим корпусом не только большую часть борта Варяга и его МКО, но и его уязвимые погреба.
Ну а дальнейшие размышления на эту тему привели бы и к пониманию того, что с помощью затопленного Сунгари можно и в значительной степени решить и остальные 2 проблемы - и крена при отливе и невсплытия при приливе.
---------------------------------
Итак, ночь прошла спокойно и к утру план в общем виде был готов.
Часов в 7 утра на Варяге возобновилось совещание. Специалисты докладывали свои соображения.
Тем временем японцы закончили высадку десанта и большей частью уже покинули рейд. Примерно в 7.30 командиры нейтральных стационеров получили уведомление адмирала Уриу (текст которого всем известен).
Между 8.00 и 8.30 это уведомление поступило неофициальным образом (благодаря помощи друга Сэне) и в распоряжение русских. С этого момента все точки над е были расставлены. Война началась уже и де-юре. Кроме того были и подтверждены предполагаемые действия японцев - их просьба русским покинуть рейд.
С этого времени уже можно было начинать действовать в соответсвии с выработанным планом.
Через несколько минут промерочная партия во главе с Корейцем снимается с якоря и идет промерять проход на рейд, и выбирать площадку для выброски на берег. На Корейце находится и Беренс. Подходящий и промеренный фарватер отмечается буйками.
Зарубаев со своими подчиненными начинает сооружать один из траверзов для пробы. Скорее всего он изберет наиболее логичный и доступный путь - траверз из сетей с матросскими койками.
На Варяг вызывается капитан Сунгари и получает инструкции максимально выпотрошить свой корабль от горючих веществ, и приготовить все швартовые средства. Судьбу ждущую его корабль, ему конечно тоже поясняют.
Сам же командир Варяга как и в реале к 9 часам отправляется на совещание на Талбот, где вырабатывается все что можно было сделать в той ситуации - составляется коллективный решительный протест против предполагаемой японской агрессии на нейтральном рейде.
В заключении Руднев докладывает сообществу командиров, что он бы конечно рад был бы воспользоваться любезным приглашением японского адмирала, но к сожалению не в силах этого сделать, так как имеет распоряжение ни в коем случае не уходить из Чемульпо без приказа. И этому распоряжению он вынужден подчиняться...
Ну а в виду предполагаемой японской агрессии он, Руднев М, все же вынужден предпринять определенные меры безопасности, в т.ч. посадить корабль на мель (для избежания его затопления при внезапной атаке) и поставить сети.
В тоже время им должны быть даны гарантии соблюдения безусловного нейтралитета, отсутсвие препятствий для пользования портов для любой нации, и не открытия огня первым.
После всего этого, примерно в 10 Руднев М возвращается на Варяг. Туда же через к 10.30 на катере прибывает и Беренс.
Примерно в 10.30, за полчаса до полной воды, Варяг снимается с якоря и малым ходом (не более 3 узлов) входит в канал Анколь. Корабль ведет Беренс, ориентируясь по выставленным им же буйками. До порта ему пройти около 1 мили, и примерно в 10.50-11.10 он это путь и совершает.
В 11.10 Варяг бросает якорь в порту.
Для наиболее эффективных действий в дальнейшем, Варягу очень важно занять выгодную позицию. Эта позиция вполне очевидна. Двигаясь по каналу Анколь Варяг должен встать таким образом, чтобы его нос смотрел строго на север, а на его траверзе должно находиться английское консульство. При этом желательно подойти как можно ближе к берегу (насколько могу судить - можно подойти метров на 200).
--------------
Ув.gtomorfolog , если Вас не затруднит - нанесите это место на карту. Координаты я вроде бы указал достаточно конкретно. Варяг стоит в канале Анколь (южный канал), строго в меридиане, носом на север, имея на траверзе английское консульство, в 200 метрах от берега. Такая позиция на карте может быть только одна. ---------------
Занятие этой позиции очень желательно, так как из нее Варяг может стрелять по любой мыслимой точку внешнего рейда минимум из 5 орудий ГК. Ну и порт конечно он контролирует всецело.
И в тоже время, возможно, и даже вполне вероятно, что в 11.10 глубина в этом районе еще не позволит выброситься на мель - воды на высшей точке прилива многовато.
В таком случае, как уже сказано, необходимо встать на якорь метрах в 500 ниже (южнее) выбранного места, продолжать тщательные промерочные работы. И контролировать падение воды. И когда уровень воды на выбранной площадке будет приближаться к осадке Варяга (вероятно где то в час дня?), сниматься с якоря и, набрав некоторую инерцию выползти на эту площадку и проползти в иле до полной остановки.
В условиях наличия довольно мягкого грунта (ил - песок) такое выползание предохранит от получения сколько нибудь значительного крена и дифферента.
В тоже время, Варяг своим корпусом пропашет определенный паз и сядет корпусом на грунт довольно устойчиво.
После чего необходимо будет затопить все возможные малонужные помещения ниже ВЛ - в основном оконечности и междудонное пространство). Общий обьем этих помещений по расчетам достигает 1,5 тысячи тонн.
Одновременно подвести к крейсеру Сунгари, отшвартовать его у борта и ждать падения воды. Корец швартуется у противоположного правого борта. По мере снижения уровня воды, Сунгари будет опускаться все ниже и ниже, и по мере опускания необходимо будет травить швартовы, просто придерживая корпус Сунгари вплотную к корпусу Варяга. Это вполне несложная процедура, производится регулярно при шлюзовании судов.
В тоже время дирижируя этим процессом очень несложно избежать получения крена Варягом, или даже уже паче чаяния полученный при малоудачной посадке крен - ликвидировать.
Для этого просто надо контролировать положение стрелки на кренометре Варяга. Если скажем есть крен на левый борт, то необходимо немного задержать травление швартовов Корейца. Кореец в результате немного подвиснет на Варяге и будет своим весом выправлять его положение. И как только крен выправился - швартовы стравить...
Ну и если крен на правый борт - то выполнять противоположную процедуру - подвешивать Сунгари. С помощью таких нехитрых действий можно в итоге добиться посадки Варяга с полностью нулевым креном.
А рядом с таким же нулевым креном вплотную к Варягу в итоге сядет Сунгари. Это произойдет примерно к 14.30 (осадка Сунгари на метр меньше Варяжской)
После чего на этом судне надлежит немедленно открыть кингстоны и полностью его затопить до ВЛ.
Затем приступит к делу боцманская команда и использую все штатные и нештатные швартовые средства обоих кораблей, а также якорные устройства обоих кораблей за оставшееся до 16.00 время сошвартует корабли плотно, надежно и жестко. Для пущей жесткости важны сошвартовки не только на уровне верхних палуб, но и ниже, на уровне батарейной Варяга.
Одновременно будут поставлены выстрелы и сети в местах Варяга, неприкрытых корпусом Сунгари, и на противоположном борту, там где этому не помешает отшвартованный Кореец.
В ходе всех этих вышеописанных процедур, начиная с 10.30 утра, специально выделенная партия из парового катера и обоих баркасов Варяга с сотней матросов будет совершать рейсы между кораблем и о-вом Роз, где будут наполнять угольные мешки песком. За 5 часов этой партии вполне под силу, не напрягаясь, привести хотя бы те же 400 мешков с песком (20 тонн) что необходимы для сооружения 4-х траверзов 1-ой очереди. На большее уже действительно может и не хватить имеющихся мешков. Но вкупе с траверзом Зарубаева это даст уже 5 траверзов, из необходимых 8, включая и 2-ую очередь.
---------------------------
На этом собственно все мероприятия 1-ой очереди будут выполнены. Может что то я конечно и подзабыл, т.к. все вышеизложенное написал за последние 3 часа. Но также это же что то в условиях этого же цейтнота могли подзабыть и варяжцы и даже Руднев М.
Так что пусть этот план уже будет таким как есть. Совсем уж идеального ничего не бывает...
Единственное право дополнения этого плана, которое я за собой оставляю - это использовать свои же сооображения насчет этого плана, изложенные в ходе предыдущего обсуждения. Но только приводя эти соображения в виде прямых цитат. Мне представляется что это справедливо?
---------------------------
Теперь очередь за моими уважаемыми оппонентами.
Я буду ждать ответного плана за японскую сторону - как им надлежит действовать при таких условиях, и как они будут решать проблему Варяга.
Но только с одним условием. Этот план действий должен быть стольже полным, ясным непротиворечивым, как вышеизложенный мой.
И это план должен быть ровно один. Начав действовать по одному плану, японцы уже не смогут задействовать прямо противоположный. Это вроде бы ясно?
При этом я согласен дать японской стороне фору, и не буду торопить их с ответом. Предположим, что у японской стороны цейтнота нет, пусть как следует подумают. Ведь их возможные действия так же будут подвергнуты жесткой критике с мой стороны.
Поэтому предлагаю взять паузу на размышления японской стороне...
Сам же я через несколько часов вылетаю в теплые края погреть кости, а то что то тут стало морозновато...
Вернусь 20-го, тогда и продолжим...
П.С. Предлагаю моим ув. оппонентам изложенный мной выше план сохранить где то в отдельном месте. А то ей богу, уже надоело бесконечно повторять и дублировать свои доводы...
Поэтому, если возникнут какие то вопросы лучше привести конкретный пункт плана, и попросить дополнительных разьяснений. Это по крайней мере избавит меня от необходимости повторять одно и тоже...
С уважением, Алексей.